Лауреатами премии стали авторы самой цитируемой статьи в современной мировой астрофизике академик Рашид Сюняев и доктор физико-математических наук Николай Шакура. Они награждены за создание теории дисковой аккреции вещества на черные дыры. Это исследование стало прорывом в теоретической астрофизике и определило на десятилетия вперед генеральное направление ее развития. В чем ее суть?
Кладезь парадоксов
- Эти ученые сыграли решающую роль в изучении черных дыр, -- сказал корреспонденту РГ директор Государственного астрономического института им. Штернберга, академик РАН Анатолий Черепащук. - Чтобы оценить эту работу, напомню, что это за экзотический космический объект. "Черная дыра", говоря образно, клалезь парадоксов. Из нее не может вырваться никакой сигнал, даже, свет, поэтому она так и называется. Если вы полетите к ней, то корабль никогда не пересечет так называемый горизонт событий, поэтому все процессы около него бесконечно замедляются. С точки зрения наблюдателей на Земле космонавт будет жить вечно. Но сидя в корабле, он упадет на дыру, и там его разорвет на атомы. Там даже понятие жизнь и смерть относительно. В одной системе отсчета космонавт живет бесконечно долго, а в другой он уже давно умер.
В существование таких объектов верится с трудом, поэтому их особенно интересно наблюдать. Но как, если они ничего не излучают? Одна из выдвинутых в 60-е годы гипотез давала ключ: если на дыру будет падать вещество находящейся рядом звезды (явление аккреции), то должна выделяться энергия в десятки раз больше, чем в термоядерных реакциях. А значит, такой объект будет источником мощнейшего рентгеновского излучения. Его уже можно фиксировать и собирать досье на таинственные черные дыры.
- Так вот теория возникновения мощнейшего рентгеновского излучения как раз и разработана Шакурой и Сюняевым, -- говорит Черепащук. -- Они рассчитали все процессы, которые происходят при падении вещества на дыру. Подчеркну, что это оказалось сложнейшей задачей, строгое ее решение в принципе, казалось невозможным. Но они нашли изящнейший ход, введя всего один параметр, который оказался гениальной находкой. В итоге удалось описать многие параметры дыры - ее спектр, интенсивность излучения, переменность и т.д.
Благодаря этой работе ученые сегодня быстро идентифицируют самые различные космические объекты, не только дыры, но и нейтронные звезды, и белые карлики, и протопланетные диски вокруг молодых звезд. Эта теория применима и для изучения экзопланет, которых все больше в последнее время открывают астрономы.
Прижечь аритмию
Созданная лауреатами Государственной премии, докторами медицинских наук Амираном Ревишвили, Александром Караськовым Евгением Покушаловым методика лечения сердечной аритмии не имеет аналогов в мире. Здесь российские ученые являются безусловными лидерами. По данным ВОЗ, 25 процентов ишемических инсультов и 50 процентов всех смертей от сердечно-сосудистых заболеваний наступают внезапно и в 90 процентов случаев связаны с аритмией. Раньше, чтобы ее вылечить, требовались сложные операции на открытом сердце, после которых пациент восстанавливался несколько недель или месяцев. Российскими учеными создан принципиально иной метод, позволяющий отказаться от тяжелых операций. Пару проколов, и через два дня пациент отправляется домой, забыв о своей болезни.
Чтобы такое стало возможно, ученым пришлось досконально разобраться в механизме аритмии. И постепенно место главного "обвиняемого" заняла наша вегетативная нервная система. Она самостоятельно без участия воли человека отправляет электрические импульсы к различным органам, регулируя их работу. Оказалось, что сбои в этой системе управления и являются причиной возникновения аритмии. Зная причину, ученые нашли принципиально новый способ ее устранения.
- Во-первых, надо точно определить источники аритмии, - объясняет Амиран Ревишвили. - Для этого на торс пациента надевают электроды, которые снимают сразу 240 электрокардиограмм, проводя одновременно МРТ грудной клетки. Все эти данные анализирует компьютер и выдает врачу 3D-модель сердца, где источники аритмии указаны с точностью до нескольких миллиметров. На картинке они похожи на точечные выстрелы. Теперь их надо устранить. Мы вводим через бедренную артерию или вену катетеры, которые, продвигаясь по сосудам, достигают сердца и "прижигают" найденную зону. Вся эта процедура проводится под местной анестезией и занимает 1-1.5 часа. После нее человек на долгие годы забывает о болезни.
Отметим, что разработанные лауреатами методы лечения включены в международные Рекомендации по лечению мерцательной аритмии. А наши ученые уже задумались, как сделать лечение еще более щадящим. По словам Амирана Ревишвили, сейчас проводятся эксперименты, где зоны аритмии "прижигаются" не с помощью проникновения в организм катетера, а снаружи лучами протонов.
Сэкономили на нефти
За создание рациональных систем разработки нефтяных, нефтегазовых и газонефтяных месторождений Западной Сибири премией награждены доктора технических наук Юрий Батурин и Владимир Богданов, а также Анатолий Нуряев. Их внедрение позволило ОАО "Сургутнефтегаз" добывать углеводороды с высокой технико-экономической эффективностью, соблюдая жесткие экологические требования.
В основе новых технологий лежат открытые учеными неизвестные ранее закономерности в формировании месторождений углеводородов. В итоге удалось значительно сократить сроки введения в эксплуатацию важных нефтегазовых месторождений. Кроме того, авторы разработали автоматизированные системы, внедрение которых сэкономили многие миллионы долларов¸ ранее расходовавшиеся на покупку зарубежных вычислительных программ. Уровень научно-технических достижений авторов сопоставим с мировым отраслевым уровнем или превышает его.
Церемония вручения Государственных премий состоится 12 июня, в День России в Кремле с участием президента РФ. Размер премии 5 миллионов рублей.
Одновременно в Кремле объявлены имена новых обладателей Государственных премий Российской Федерации 2016 года в области культуры и искусства. Лауреатами стали композитор Эдуард Артемьев, балетмейстер Юрий Григорович и гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Эдуард Артемьев - легенда российского музыкального творчества, один из лучших наших кинокомпозиторов. Он автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, почти ко всем картинам Никиты Михалкова. Ученик Юрия Шапорина, он стал лидером нашей электронной музыки, и его имя связывают с отечественным авангардом, с основанной им четверть века назад "Российской ассоциацией электроакустической музыки".
Но у всех на слуху прежде всего проникновенные саундтреки Артемьева к фильмам "Солярис", "Сталкер", "Раба любви", "Несколько дней из жизни И.И. Обломова", симфонические звучания "Сибириады", фильмов Геннадия Полоки, Вадима Абдрашитова, Александра Прошкина, Николая Лебедева... - музыка Артемьева во многом определяет художественную ауру этих картин, ставших нашей классикой.
Более тридцати лет заняла работа над его оперой "Преступление и наказание" по роману Достоевского - настолько сложной, что в оригинальном виде ее пока не рискнул поставить ни один театр.
Но даже упрощенный вариант, показанный московским Театром мюзикла, стал событием в нашей музыкальной жизни. "Развитие техники всегда провоцирует рождение новых стилей и новых художников", - считает Артемьев, подтвердив это делом: он один из немногих композиторов-новаторов, завоевавших сердца миллионов.
"За выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства" награжден Юрий Григорович. С его деятельностью связывают целую эпоху в развитии российского хореографического искусства. Ему удалось фактически заново создать стиль Большого балета, соединив полноценное драматическое действие с балетной пластикой и симфоническим развитием своих монументальных спектаклей.
Мир заново открыл для себя советскую хореографическую школу в таких его премьерах, как "Спартак" "Иван Грозный" и "Легенда о любви", Юрий Григорович дал новую жизнь классическим "Лебединому озеру", "Спящей красавице", "Дон Кихоту", "Корсару", "Баядерке"...
Сложная, резкая, самобытная творческая индивидуальность Юрия Григоровича всегда была предметом споров и даже скандалов. Однажды он был вынужден покинуть Большой театр и создал свою труппу в Краснодаре, где воссоздал почти весь свой репертуар, - но потом триумфально вернулся в родные стены.
В прошлом году он вновь поставил в Мариинском театре балет "Каменный цветок", с которого именно здесь начиналась его мировая слава.
"Я всегда любил работать с молодыми людьми, еще не имеющими громкого имени, - сказал он в интервью "РГ". - И первый "Цветок" создавался молодежью, которая после премьеры, можно сказать, проснулась знаменитой. Так же было и с "Легендой о любви" в 1961 году, и там были заняты молодые. У нового поколения - совсем иное ощущение жизни.
Другие интересы, приоритеты. Не хочу говорить, лучше это или хуже. Просто другая эпоха... И сейчас скажу то же самое. Меня окружают молодые красивые люди. От них я заряжаюсь новым творческим импульсом. Некогда думать о возрасте".
В этом непрерывном движении хореограф и педагог пребывает всегда, всю свою долгую насыщенную событиями жизнь он рвется в неведомое.
О легенде российского балета создано множество книг и кинофильмов, он постоянный участник жюри крупнейших конкурсов мира. Да и сам имидж современного русского балета уже неотрывно связан с именем Юрия Григоровича.
Генеральный директор Государственного Эрмитажа с 1992 года, академик РАН, историк, востоковед, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский получит премию "за вклад в сохранение отечественного и мирового культурного наследия". Формулировка точна: Пиотровского действительно можно считать хранителем российских культурных традиций, авторитетнейшим противником любых попыток их размыть или исказить: он принципиально отстаивает идею сакральности, неприкосновенности территории искусства и не раз возвышал голос против поднявшего ныне голову вандализма. Но при этом в нем нет ни грамма консерватизма: с его легкой руки Санкт-Петербург вернул себе репутацию не только города-музея, но и столицы российского авангарда - что, кстати, тоже является одной из его уникальных традиций.
Руководимый им Эрмитаж всегда был центром искусств мирового значения, но теперь он проводит своего рода культурную экспансию, распространяясь на страну и планету. Как рассказал недавно "РГ" Пиотровский: "У нас в планах создание центров "Эрмитаж-Екатеринбург", "Эрмитаж-Омск", "Эрмитаж-Владивосток". Обсуждаем идеи "Эрмитаж-Шанхай" и "Эрмитаж-Барселона".
Ну и, конечно, "Эрмитаж-Москва".
Это наша абсолютная инновация - Эрмитаж стал глобальным музеем с центрами-спутниками и обществами друзей по всему миру".
Неоценим вклад Михаила Пиотровского в искусствоведение. Он автор более 250 научных работ по истории и культуре Ближнего Востока, был переводчиком, участвовал в археологических экспедициях и лично прошел многие ключевые тропы древней и новейшей истории планеты. В Великобритании его назвали величайшим директором музея в мире.
Жизненная позиция Михаила Пиотровского: "За культуру надо воевать". И еще: "Суета и заискивание перед сильными мира сего в музее необязательны. По сравнению с Эрмитажем мы все букашки" (интервью "РГ" от 23. 03. 2017).
Подготовил Валерий Кузнецов