Работать он будет в интересах кораблестроения будущего. Это, наверное, первый случай, когда в наше время прикладная наука сработала на упреждение.
Эксперты уверены, что самые мощные по вооружению боевые корабли ХХI века станут полностью электрическими. Единая энергетика обеспечит не только ход, но и работу перспективного оружия, например, электромагнитного, импульсного, лазерного или основанного на каких-то совершенно новых физических принципах.
Сейчас в боевых кораблях и на гражданских судах множество силовых установок, передач и преобразователей энергии - гидравлические, механические, тепловые, электрические. Что неизбежно приводит к общему росту энергопотребления, прокладке очень протяженных коммуникаций и различных приводов. А это, соответственно, усложняет обслуживание всего корабля и повышает его уязвимость. Основу же полностью электрических кораблей составит единая энергосистема.
Она будет включать в себя высоковольтные объекты генерации и распределения энергии, компактные модули ее накопления и преобразования. Все это будет контролироваться единой автоматизированной системой управления энергопотреблением в режимах - полного хода, боевого применения оружия, маневрирования и так далее.
И неспециалисту должно быть понятно, насколько упростится управление даже большим боевым кораблем и его обслуживание. Отечественными учеными-кораблестроителями детально проработаны концептуальные проекты таких кораблей.
Американцы, кстати, работают в этом направлении очень активно. Они уже построили и проводят ходовые испытания эсминца нового поколения Zumwalt. Помимо того что этот корабль имеет новый архитектурный облик, он, как заявляется, полностью электрический. При этом он не атомный - имеет обычную газотурбинную силовую установку.
То, что будет исследоваться и испытываться на электротехническом стенде в Крыловском центре, понятно и интересно, скорее всего, узким специалистам.
Если сказать в общих чертах, то стенд позволит оптимизировать энергетику корабля и ее распределение, исследовать - электробезопасность, электродинамическую и термическую стойкость, коммутационную способность, электрическое сопротивление токоведущих частей и многое другое.
Мощность испытательного оборудования 40 МВт позволит тестировать оборудование самых мощных кораблей и судов. Важно то, что уже сегодня можно исследовать не только полностью электрические корабли и суда, но и те, которые имеют классические энергетические установки. Кстати, первым на стенде 40 МВт планируется начать испытания электрооборудования второго серийного ледокола проекта 22220.
В гражданском судостроении полностью электрические суда в большом количестве могут появиться даже раньше, чем в военно-морских флотах различных стран. Например, так называемые опытовые электрические суда уже ходят в морях вблизи экватора. Их энергетику обеспечивают солнечные батареи, которые встроены в паруса и корпус. Они практически не потребляют горюче-смазочных материалов и очень экологичны.