В министерстве рассчитывают, что единая информационная система, в которой будут содержаться данные о поездке (имя и фамилия туриста, отель, перелет, страховка, трансфер), сделает туристический рынок прозрачнее, а потребителей - более защищенными. Поступить в продажу электронные путевки должны в январе следующего года. Купить таким образом можно как тур за границу, так и по России.
Работы по созданию новой системы стартовали еще в 2014 году, но дискуссия по поводу рисков, с ней связанных, не утихает до сих пор. Игроков рынка волнует финансовый аспект. Во многом стоимость вопроса зависит от "высоких технологий" - смогут ли турфирмы обойтись силами своих IT-отделов или интеграция новой системы потребует привлечения внешних подрядчиков. А если затраты окажутся слишком велики, не скажется ли это на конечной стоимости туров.
Не сняты и другие ранее высказанные опасения - безопасность клиентов в части раскрытия персональных данных. Ряд экспертов полагает, что не все граждане захотят легализовывать информацию о своих перемещениях.
Тем не менее исполнительный директор Альянса туристических агентств (АТА) Наталия Осипова считает проблему несколько преувеличенной. "Мы уже давно пользуемся прямым аналогом электронных путевок - авиа- и железнодорожные билеты, купленные в Интернете. Вряд ли кто-то станет отрицать, что это удобно и экономит массу времени", - замечает собеседница "РГ". Не видит она причин и для повышения стоимости туров. По ее словам, турфирмам не придется покупать программное обеспечение, достаточно будет подключиться к единой системе. А это стоит недорого.
Руководитель ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко также считает, что туристы вряд ли заметят переход на электронные путевки. Вся нагрузка ляжет на рынок, который должен будет испытать электронные путевки в действии.
Накануне в ходе рабочей встречи на площадке "Турпомощи", в которой приняли участие представители Ростуризма и туристического бизнеса, было решено, что в июле в тестовом режиме к системе подключатся несколько компаний, в числе которых есть и лидеры рынка.
Тем не менее Осауленко дал понять, что есть некоторые нерешенные вопросы, связанные с присутствием в электронной цепочке "турист - туроператор" турагентств. Ранее уже звучали опасения, что с введением электронных путевок посреднический сегмент рынка может существенно поредеть. Именно это произошло с авиа- и железнодорожными кассами. Надобность в них практически отпала из-за ухода клиентов в Интернет.
"Турагентства останутся, но, скорее всего, в несколько измененном виде", - считает глава "Турпомощи". Он не исключил, что это будет некая форма консультаций - кто-то же должен рассказывать туристам о преимуществах тех или иных курортов и гостиниц. Хотя все эти сведения и можно почерпнуть в других источниках, личные впечатления всегда бывают более яркими.