Любителям яичницы
Свердловская область всегда была в числе передовиков по производству яиц. Последние годы она занимает пятое место по стране (лидирует с большим отрывом от остальных Ленинградская область), в пятерку лидеров вышла и Челябинская область, крупные производители яиц есть в Тюменской области. В результате именно в Уральском федеральном округе самый высокий показатель количества произведенных яиц на одного жителя - 372 штуки в год.
Яйца - один из немногих продуктов, которым Средний Урал обеспечивает себя с лихвой. Если медицинская норма потребления составляет 260 яиц в год, а среднестатистический россиянин съедает 269 штук, то один житель Среднего Урала потребляет 301 яйцо за 365 дней.
- В Свердловской области производством птицеводческой продукции занимается 14 сельхозпредприятий, шесть из них - яичного направления, - поясняет Екатерина Ятнова, пресс-секретарь регионального министерства АПК и продовольствия. - В 2016 году они произвели 1390,5 миллиона штук яиц, что на 57 миллионов, или на 4,3 процента, больше, чем годом ранее. Если посчитать общий объем с учетом фермерских и личных подсобных хозяйств, то получится 1463,6 миллиона. Средняя продуктивность на курицу-несушку - 341 яйцо.
Нужно добавить, что после резкого спада в конце прошлого века (на 32 процента с 1991-го по 1998-й) отрасль только-только выходит на докризисные показатели. Если в мире с 1990-го по 2014 год производство яиц выросло в два раза (с 682,5 миллиарда штук в год до 1406,8), то в России сократилось на 12 процентов (с 47,5 миллиарда до 41,9). Сейчас во многих регионах, в том числе и в Свердловской области, действуют специальные программы. Благодаря чему за последние пять лет производство яиц на Среднем Урале увеличилось на 13 процентов.
Спор генетиков
Когда-то птицеводы всего Советского Союза знали о племенном птицезаводе "Свердловском", где был выведен единственный отечественный яичный кросс (так называют результат селекционной работы с куриной породой) - Родонит. Более 100 товарных фабрик яичного направления, а это половина российского рынка, комплектовались свердловскими птицами.
Лет пять назад предприятие перестало справляться с финансовой нагрузкой, накопило многомиллионные долги, несколько раз выставлялось на продажу, но покупать разваливающийся завод никто не хотел. В конце концов глаз на него вынужденно положил основной кредитор - немецкая фирма "Ломанн".
Примерно в то же время, когда банкротился птицезавод в Кашино, в другом районе области - Камышловском - появилось еще одно племенное предприятие, встроенное в мировую селекционную систему. Назвали его точно так же - "Свердловский", только изначально это был репродуктор, который с сентября прошлого года получил статус селекционно-генетического центра. В этом случае ставку сделали на сотрудничество с другим зарубежным партнером - голландским концерном "Хендрикс Дженетикс". Собственно практически все мировое яичное производство поделено между этими двумя поставщиками племенной продукции. И с недавних пор оба конкурента представлены в Уральском регионе.
- Ситуация в яичном птицеводстве очень непростая: мечта всех фабрик - возрождение системы селекционно-генетических центров, - прокомментировали на одной из товарных птицефабрик Среднего Урала. - Когда 22 года назад встал вопрос, чем заменить кросс Беларусь-9, с которым мы работали (несушка давала 250-260 яиц в год), выбора не было. Пришлось завозить родительское стадо из-за границы и инкубировать яйцо финального гибрида.
Сегодня птицеводческие селекционно-генетические центры страны можно пересчитать по пальцам одной руки. При этом подмосковный специализируется на мясных кроссах, ставропольский - на индейке, башкирский - на водоплавающей птице. Яйцами занимаются только на Урале. Селекционная работа направлена на то, чтобы птицы меньше болели и дольше неслись. (Фабричная курица за свою трудовую жизнь должна снести не менее 500 яиц: 200 из них отобьют расходы на содержание, остальное - прибыль.)
Разлетаются по стране
Оба свердловских предприятия- и птицезавод, и племенной репродуктор - выполняют уникальную задачу: сохранение "банка" чистых линий, прародительских форм всех используемых кроссов, считают в областном профильном министерстве. "Наличие такого разнообразия позволит сегодня и в дальнейшем гарантированно обеспечивать птицеводческие предприятия как Свердловской области, так и России отечественным племенным материалом, в том числе и в случае неблагоприятной эпидемиологической ситуации (вспышки гриппа птиц и других инфекционных заболеваний), или прекращения поставок из-за рубежа", - сообщили специалисты ведомства.
- В том-то и дело, что с точки зрения безопасности подобные предприятия должны находиться в разных регионах, - не согласен Алексей Грачев, директор племенного птицеводческого репродуктора. - Рассмотрим худший вариант: где-то на частном подворье обнаружили больную птицу - закроют всю область. Кто тогда будет поставлять цыплят товарным фабрикам?
Вопрос актуальный, потому что львиная доля свердловских цыплят разлетается по всей стране. Потребности самого Среднего Урала не так велики по сравнению с возможностями племенных предприятий. Мощность репродуктора сегодня - 11 миллионов цыплят в год, в планах - через два года увеличить ее до 15 миллионов. Предположим, что обновленный птицезавод будет стремиться к таким же показателям. При этом на кроссах первого предприятия работают птицефабрики "Нижнетагильская" (потребность 0,7-1 миллион цыплят) и "Ирбитская" (350-400 тысяч). Птицефабрика "Свердловская" завозит племенной материал напрямую из Германии.
Кстати, представители последней надеются, что, когда немецкие технологии будут перенесены в Сысертский район и суточных цыплят не придется возить самолетами за тысячи километров, стоимость несушек снизится. Действительно, логистика в сельском хозяйстве требует очень больших затрат. Но приход иностранного собственника может иметь и негативные последствия: раньше заграничные поставщики продавали цыплят в России в два раза дешевле, чем в Японии или Европе, - уральский конкурент сдерживал цену. Теперь монополист поглотил и его.
Новая сказка про курочку Р…
Судьба уральского кросса Родонит теперь тоже под большим вопросом. С одной стороны, как считает Алексей Грачев, будущего у свердловской несушки нет, потому как экономически невыгодно вкладываться в раскрутку не самого популярного кросса, когда в наличии несколько коммерчески успешных продуктов. С другой - новое руководство птицезавода называет Родонит еще одной вновь приобретенной "дочкой", которую нужно холить и лелеять так же, как и остальные кроссы компании. "РГ" удалось пообщаться с главным генетиком немецкой фирмы, который подтвердил, что разведение и селекция уральской несушки в Сысертском районе будет продолжаться.
- Мы улучшим племенную работу с точки зрения эффективности. На детальный анализ генетической программы - данных продуктивности и структуры популяции Родонита - и ее корректировку уйдет от двух до четырех лет, - пояснил Маттиас Шмутц, директор отдела научных исследований и разработок компании. - Иногда достаточно небольших изменений, чтобы кросс приобрел новые характеристики. Думаю, улучшенный Родонит найдет свой рынок. Ведь этот кросс приспособлен к кормовому разнообразию, что немаловажно для производителей.
Кстати
О живучести несушек уральского кросса Родонит ходят легенды. Когда несколько лет назад на юге страны свирепствовал птичий грипп, коллегам из Ростовской области, закупавшим свердловских цыплят, пришлось ликвидировать всех кур. Подогнали машины к корпусам, пустили газ: заграничные несушки погибли, уральские - кудахчут.
Другой случай: как-то не успели вовремя доставить корм на одну из якутских птицефабрик - река замерзла, судно застряло во льду. Куры неделю сидели голодные. Когда же корма подвезли, пернатые за пятнадцать дней восстановились и продолжили нестись как ни в чем не бывало.
Хавьер Рамирез Виллаэскуза,генеральный директор немецкой компании:
- Мы купили птицезавод вовсе не потому, что он был дешев и мы хотели заработать на этом большие деньги. В нашей отрасли такая схема не работает. Мы имеем дело с живыми существами, поэтому должны поэтапно улучшать не только производственные характеристики, но и уровень биозащиты. Очень велика вероятность того, что как минимум год, а может быть, и дольше, мы будем работать с убытками. Это означает, что у нас долгосрочные планы. Уменьшить издержки можно двумя способами: либо урезав их, либо увеличив продажи. Мы выбираем второй вариант, тем более что потребности рынка в России позволяют удвоить объемы. Соответствующие мощности на заводе есть, персонал тоже великолепный. Какого результата должны добиться через год? Нужно вложить серьезные инвестиции. Придут два вида новых технологий. Первый - это генетический толчок: постараемся быстро улучшить генетическую составляющую производства. Второй - технико-технологическое сопровождение, передача нашего ноу-хау партнерам. Наша стратегия подобна родительской, когда детей воспитывают по большей части на собственном примере: компания должна быть способна интегрировать ту прибыль, которую потом вложит в развитие и рост.