27.06.2017 19:52
Культура

"Обитаемые пейзажи" Гарифа Басырова показали в ГМИИ им. А.С.Пушкина

"Обитаемые пейзажи" Гарифа Басырова в ГМИИ им. А.С.Пушкина
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №144 (7310)
Небольшая выставка Гарифа Басырова (1944-2004) в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина представляет лишь две серии из богатого наследия художника - "Обитаемые пейзажи" и объекты "Инкубусы", которые сам художник в одном из интервью назвал "новой архаикой".
Читать на сайте RG.RU

Но при том, что инкубусы могут уместиться на ладони, а серия "Обитаемые пейзажи" - это графические листы, нарисованные цветными карандашами, меньше всего для этой выставки подходит определение "камерная". Ровно наоборот, она оставляет впечатление монументальности.

В Третьяковской галерее открылась выставка графики "Конец прекрасной эпохи"

Если бы еще слово "монументальный" не выглядело так неуместно при встрече с рисунками, оживающими из разноцветных штрихов - взъерошенных, сталкивающихся друг с другом, прерывистых, прозрачных и дышащих, словно легкие шары пуха одуванчиков - дунь, и исчезнут. Да и инкубусы, в которых обломки старых значков, лыжного крепления, зажигалки или фарфоровой пробочки, закрепленные на кусочках дерева, вдруг волшебным образом обретают новую жизнь - то ли древнеегипетских богов, то ли игрушек, не похожи на скульптуры.

Дело, впрочем, не только в материале - в конце концов после ахматовского "когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...", объяснять, что не только тяжелая броза и каррарский мрамор годятся для монументов, явно излишне. Нет, дело не в материале, но и в том, что персонажи "Обитаемых пейзажей" Басырова, кажется, всегда рады то ли задремать - пусть даже на неудобной раскладушке в трениках и джемперах ("Полдень. V, 1990), то ли погрузиться в сон наяву (как человек в костюме, с буддистским спокойствием возлежащий на мелководье этакой русалкой - "Прилив",1989), то ли парить над городом на манер неопознанного летающего объекта - "Объект", 1990).

Иначе говоря, если они и смахивают на монумент, то частенько - на очень старый, обкатанный волнами моря, ветра и времени. Словом, скорее на валун, чем на памятник.

Персонажи Басырова почти всегда обитают на границе двух миров - сна и яви, природного мира и полупробужденного сознания. Собственно, даже когда они просыпаются, уверенности, что сон кончился, нет. Одни из них аккуратно срубают деревья вокруг белых кубов домов, втыкая около подъездов флаги ("Субботник", 1987). Другие, пробудившись к жизни по весне, воскресным днем лупят в парке прохожего, пока прочие гуляющие бросаются врассыпную ("Апрель", 1987). Так что лирическая пейзажная зарисовка при внимательном взгляде оборачивается жанровой картинкой "происшествия", с отчетливым привкусом гиньоля или кошмарного сна.

Не то, чтобы Басырова волнуют жанровые сценки, скорее - ситуации. Их драматизм определяется конфликтом - но не между персонажами, а, например, персонажа - с пространством. Так, в работе "Лыжник" (1990) два забора, уходящие вдаль и смыкающиеся в одной точке по всем законам ренессансной перспективы, буквально сдавливают, окружают человека в ушанке и ватнике, бегущем на лыжах изо всех сил прямо на нас. Вместо картины как "окна в мир" формируется клаустрофобическое пространство, словно выталкивающее персонажа на первый план, на зрителя и - за рамки листа. Перед нами - побег, но не в картину, а за ее пределы, на волю.

В Краснодаре открылась выставка памяти Александра Аполлонова

Прежде казалось, что Басыров изящными отсылами к Магритту ненавязчиво проявляет сюрреальность советской жизни. Но сегодня не менее очевидно и другое. В угловатых персонажах в пиджаках с ватными плечами, в ушанках и габардиновых пальто по моде времен середины 1950-х он обнаруживает вечную меланхоличную тоску смертных по вечности или мечту Икара о полете. Его герои, конечо, не утописты-мечтатели, вроде "Человека, который улетел в космос" Ильи Кабакова. Но они, кажется, тоже вышли из одиночества коммунальной жизни.

Что касается самого Гарифа Басырова, то он родом из АЛЖИРа (нет, не того, что в Африке, а того, что был Акмолинским лагерем жен изменников родины), из художественной школы при Суриковском институте, из ВГИКа и журнала "Химия и жизнь", для которого много лет создавал иллюстрации. Впрочем, диапазон его работ выходит далеко за пределы графики - "Инкубусы" 1995 года тому одно из блистательных подтверждений. Это выход в пространство скульптуры, заставляющей вспомнить персонажей "Кин-дза-дза!" и Сфинкса, "Звездные войны" и рельефы Татлина... Из сопряжения вещей "несовместных" рождается напряжение работ Гарифа Басырова - сопротивление материала тут играет не последнюю роль.

Работы Гарифа Басырова в рамках проекта "Обитаемые пейзажи"
Живопись Москва Столица