27.06.2017 14:07
Экономика

Завершается строительство плавучей АЭС "Академик Ломоносов"

Завершается строительство плавучей атомной электростанции
Текст:  Татьяна Дмитракова (Хабаровск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №139 (7305)
Близятся к концу швартовные испытаниям плавучего энергоблока "Академик Ломоносов". Тщательно проверяются работоспособность и соответствие проектным характеристикам оборудования и систем энергоблока - "сердца" плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Разработчики проекта уверяют, что аналогов ему в мире нет.
Читать на сайте RG.RU
Российский проект "АЭС будущего" признан выгодным и конкурентоспособным

В России видят в ПАТЭС большие возможности. Во-первых, проект разработан на базе серийной энергоустановки атомных ледоколов, а их эффективность доказана многолетней работой в Арктике. Во-вторых, планируется серийное производство мобильных энергоблоков. "По мере отлаживания технологии изготовления и роста серийности, снизится и стоимость изготовления, - отмечает начальник аналитического отдела компании "Инвестиционная компания ЛМС" Дмитрий Кумановский. - Интерес к ПАТЭС проявляют множество стран, в том числе из Юго-Восточной Азии - для них экологически чистый блок небольшой мощности на побережье позволяет решить энергетические проблемы без вложений в подготовку инфраструктуры АЭС и работу с атомными материалами".

Энергетическая установка станции обладает тепловой мощностью 140 гигакалорий в час, электрической - 70 мегаватт и состоит из двух реакторов, созданных конструкторским бюро имени И.И. Африкантова. Реакторы и прочие конструктивные элементы располагаются на палубе несамоходного судна. Первым "портом приписки" станции станет чукотский Певек.

"ПАТЭС решает две задачи, - объясняет губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин. - Первая - это замещение Билибинской атомной станции, действующей с 1974 года, и Чаунской ТЭЦ, которой уже более 70 лет.

Поскольку город Билибино и Певек работают в едином энергоузле, сроки остановки 1-го блока БиАЭС в 2019 году будут синхронизированы с вводом ПАТЭС в Певеке. Вторая задача - обеспечение энергией основных горнодобывающих компаний, расположенных на западной Чукотке в Чаун-Билибинском энергоузле: это большой рудно-металлический кластер, в том числе золотодобывающие компании и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны".

Кроме того, ПАТЭС должна стать частью энергомоста "Чукотка - Магадан", который соединит изолированные энергосистемы регионов. Срок эксплуатации плавучей станции определен в 40 лет.

В Певеке начали строить береговые и гидросооружения для плавучей АЭС

В госкорпорации "Росатом" заявляют, что электростанция разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. ПАТЭС способна выдержать столкновение с другим судном или береговым сооружением. Межрегиональное общественное экологическое движение "Ока" с 2012 года ведет независимый мониторинг экологической, радиационной и ядерной безопасности строительства ПАТЭС "Академик Ломоносов". Очередная проверка намечена на июль 2017 года.

"На основании наших исследований можно сделать вывод, что при сооружении плавучей станции строго соблюдаются все требования российского законодательства и международных норм, утвержденных МАГАТЭ, - отмечает председатель движения "Ока" Алан Хасиев. - Строительство атомных энергоблоков российского дизайна полностью соответствует требованиям Парижского соглашения по климату, всем международным нормам".

Стоимость первой российской ПАТЭС оценивается в 21,5 миллиарда рублей. И, по словам председателя совета директоров "Инжиниринговой компании "2К" Ивана Андриевского, уже сейчас есть возможность строительства более мощной, но более дешевой станции. "В целом проект имеет очень хорошие перспективы для запуска в серию. Уникальные технологии, используемые в нем, открывают для российского судостроения новые рынки", - отметил он.

Водный транспорт Энергетика Хабаровск Дальний Восток