Послание на тротуаре
В апреле этого года фирма из Подмосковья выиграла электронные торги и обязалась отремонтировать тротуары на улицах Вокзальной и Карла Маркса общей площадью 1900 квадратных метров на общую сумму 1,6 миллиона рублей. По условиям контракта, подрядчик должен был выполнить работы по разборке старого покрытия тротуаров, подготовке основания из щебня, подгрунтовке основания и устройству покрытия из асфальтобетона. А когда большая часть тротуаров была заасфальтирована, мэрия расторгла контракт с дорожниками в одностороннем порядке и отказалась оплачивать работы.
Как пояснил представитель компании Вардан Нахатакян, курирующий работы во Владимире, решение демонтировать пешеходные дорожки было принято, чтобы не делать бесплатный "подарок" городу, с чиновниками которого так и не удалось найти взаимопонимания.
Но вскоре, видимо, пожалев свои труды, подрядчики отказались от перфораторов и "вооружились" краской. В результате на тротуарах появились две крупные надписи: "Сделан без отката!" - послание для городских властей и "Эти тротуары не приняты в эксплуатацию и не оплачены - ходить небезопасно!!!" - уведомление для пешеходов.
Чтобы не таял асфальт
Вскоре администрация выступила с публичным объяснением своей позиции. Претензий к работе приезжих у нее оказалось немало. Подрядчик обязался выполнить все работы не позднее 24 мая, однако на эту дату объекты находились только на стадии подготовки основания. По условиям контракта, устройство подстилающих и выравнивающих оснований должно выполняться из щебня марки 400. Однако лабораторные испытания образцов показали, что на улице Карла Маркса подрядчик применил щебень марки 300, а на улице Вокзальной - марки 200. Нарушив сроки выполнения работ, начал асфальтирование, а на обоснованное требование предоставить согласованную рецептуру асфальтобетонной смеси не отреагировал.
Далее следовал вывод: асфальт, уложенный на такую основу, простоит недолго. Не заставило себя ждать и суровое наказание. По заявлению властей УФАС по Владимирской области включило подмосковную компанию в реестр недобросовестных подрядчиков сроком на два года.
Подобная принципиальность не могла не вызвать у горожан одобрения. Ведь еще недавно Владимир прославился на всю страну тем, что асфальт здесь имеет странное свойство таять вместе со снегом - это "крылатое" признание прозвучало из уст мэра города Надежды Деевой. Действительно, ну сколько можно потакать бракоделам?
- Асфальт, который приходит в негодность через год-полтора при гарантии в среднем три года, не радует ни нас, ни жителей, - говорит заместитель начальника управления ЖКХ администрации Владимира Дмитрий Еропов. - Были случаи, когда таких подрядчиков мы не могли найти и вынуждены были делать ремонт за госсчет.
Так, по словам Еропова, в прошлом году победитель аукциона - местная фирма - должен был выполнить работы на двух объектах до 26 августа. Однако подрядчики появились только к концу октября. Толщина асфальта оказалась всего 2,5 сантиметра вместо положенных пяти. Ремонт же дворовых территорий четырех домов на улице Ноябрьской они дотянули до морозов. Снег выпал, и проверять оказалось нечего. Сейчас идет судебное разбирательство. Эта же фирма подрядилась ремонтировать дворы двух домов на улице Диктора Левитана. Подписала контракт 30 августа. До конца года поставила бортовые камни, убрала весь старый асфальт и пропала. Теперь люди ходят здесь по щебню. А завершать недоделанную работу придется за счет госпрограммы благоустройства дворовых территорий. И таких примеров, когда коммерческие структуры с уставным капиталом в 10 тысяч, побеждающие на электронных торговых площадках за счет демпинга, не выполняют своих договорных обязательств, а потом растворяются в никуда, в городе немало.
Победителей судят?
Как правило, конфликты между мэрией и подрядчиками ограничиваются судебными рамками и не выходят в публичную сферу. В данном же случае конфликт стал достоянием городской общественности по инициативе самих подрядчиков, что для подобных отношений явно нетипично.
В управлении ЖКХ утверждают, что отношения с иногородними подрядчиками не сложилось с самого начала. Те заявились на четыре объекта, но от подписания двух контрактов уклонились и стали делать только то, что им выгодно.
- Пришел человек, вроде от них, - рассказывает Дмитрий Еропов. - Мусор навалили и не убирают. Дали им устное предписание убрать мусор. Выписать его не на кого, так как на представителя нет приказа, внести запись некуда - журнал производства работ отсутствует. 10 мая привезли щебень. Откуда, какой марки? Все - потом. Мы предупредили: асфальт не класть, будем проверять щебень. Принесите паспорт, что он соответствует марке 400. Не стали дожидаться результата по щебню, привезли асфальт. Видно, что асфальт хорошего качества, но никаких документов, откуда он привезен, что это за асфальт, нет.
Версия подрядчиков диаметрально расходится с оценкой чиновников.
- Тротуары на Вокзальной и Карла Маркса - лишь малая часть запланированных работ. Всего мы выиграли аукционы на ремонт дорог во Владимире на сумму порядка 20 миллионов рублей, - рассказывает Вардан Нахатакян. - Приехали пообщаться, нам рассказали историю про то, как здесь тяжело работать, как сложно купить асфальт, предложили подумать, стоит ли тратить силы и деньги впустую. Мы взяли паузу, изучили рынок асфальта, все подтвердилось: заводы отвечали, что такую марку не делаем, рецептов не даем, вашей компании не продадим или просто озвучивалась запредельная цена. Поэтому мы предложили заказчику вариант: заключить с нами контракты и сразу же расторгнуть по соглашению сторон. Закон 44-ФЗ такое позволяет без каких-либо правовых последствий. Но заказчик не принял предложение и предпочел пойти по самому негативному для нас сценарию - по пути признания нас уклонившимися от заключения контракта, что означало попадание в реестр недобросовестных поставщиков.
Чужим здесь не место?
Нахатакян уверен, что все работы по ремонту тротуаров можно было выполнить за 5 дней: 3 дня - на подготовку и 2 дня - на асфальтирование, но работы затянулись из-за бюрократических процедур. Мэрия города Владимира и компания, осуществляющая технадзор, требовали все новые и новые документы: сертификаты на щебень, на асфальт, а позже - сертификаты на каждый его компонент, хотя в зависимости от марки асфальта рецептура устанавливается ГОСТом.
В результате сроки выполнения работ уже прошли. Погода резко испортилась, полили дожди, и щебень мог прийти в ненормативное состояние. Чтобы не выполнять подготовительные работы заново, дорожники решили приступить к асфальтированию.
- 1 июня, когда прошли уже все сроки, мы поставили всех в известность устно и по СМС, что асфальтируем, - рассказывает Нахатакян. - Никто никаких возражений не озвучил. После того как мы заасфальтировали, они включили бюрократическую дубинку: у вас акты на щебень не подписаны, рецептура не согласована.
Вывод бизнесменов однозначен: владимирские чиновники выдавливают иногороднюю компанию с рынка. Но вряд ли с ними согласится руководство областного центра. Вероятнее всего, разбирательство продолжится в суде.
Сергей Федяев, эксперт регионального отделения ОНФ:
- С февраля по май мы проверяли дороги Владимира и более 100 из них занесли на "Карту убитых дорог". В этом году у нас возникли разногласия с городской администрацией по некоторым улицам, которые находятся в удовлетворительном состоянии, но вошли в список ремонта. Сейчас ужесточаются требования и к ремонту дорог, и к строительству новых. Внесены поправки в гарантийные сроки на "подушки" не менее 24 лет, а были - максимум пять лет. И требование администрации, чтобы был качественный ремонт и использовались качественные материалы, справедливо.
Алексей Смирнов, представитель общественной организации "Народный контроль":
- Если выстраивать правила игры, они должны быть одинаковыми для всех. А здесь мы видим избирательный подход: кому-то предоплата, а кому-то палки в колеса. И всегда надо искать компромисс, а иначе можно "докопаться до столба".
Эдуард Семехин, заведующий кафедрой "Автомобильные дороги" ВлГУ:
- К тротуарам предъявляются такие же требования, как и к дорогам. И по уклону, и по плотности, и по качеству асфальтобетона. Это все заложено в смете. Видел кадры, как разбивали уложенный асфальт. Его легко выламывали. Если он хорошо уплотнен, то сделать это непросто. Скрытые работы и называются скрытыми, потому что закрываются и их нельзя проверить. Поэтому после каждой стадии они должны быть приняты. Это все прописано в правилах производства работ. И требования заказчиков совершенно справедливы.