"Берлинский синдром" режиссер из Австралии Кейт Шортланд сняла по одноименному роману Мелани Йоостен. Фильм этот участвовал в крупнейшем американском кинофестивале независимого кино Sundance, что само по себе - знак качества. Также он входил в программу "Панорама" Берлинале этого года.
С самого начала покажется, что фильм снят ради возможности наслаждаться современным Берлином. Его районами, домами, граффити. В какой момент он опрокинется в эротический триллер, даже не успеваешь понять. Но сначала - романтика: австралийка в Берлине - городе, где всегда мечтала побывать и снять на свой фотоаппарат здания в духе ГДР-овского конструктивизма. Она просто взяла билет и прилетела... Эту роль играет Тереза Палмер - актриса, которую многие сравнивают с Кирстен Данст, и, кстати, ее работу в фильме отметили на Sundance.
С одной стороны фильм о том, что не всегда жажда приключений приводит к хорошему. По крайней мере, не стоит терять голову, когда идешь в "ловцы романтики". Восточный Берлин с его странными заброшенными зданиями полон опасностей. А случайно встреченный в библиотеке симпатичный и внимательный юноша-учитель английского вполне способен оказаться психопатом (актер Макс Римельт). С другой стороны - как же отказаться от непознанного нового. Проблема в том, какую цену платить. Берлин - таинственен, глубок и непостижим, а немцы за любезностью скрывают странные пороки. Они могут и обидеться на такое кино. Но это всего лишь фильм.
Однако, есть в картине не только "туристическая" линия, но и больная тема отношений между мужчиной и женщиной. Он был таким милым, и она не поняла, во что ввязывается. Его мама привила ему страшные комплексы, оставив его в детстве, и он теперь мстит всем женщинам. Путь? Просто хочет, чтобы его женщина полностью была в его власти. Не выходила из дома, ни с кем не общалась, ждала только его, зависела от него. Боялась его, наконец!
Утрированная модель страшных отношений - когда вроде бы все начиналось по любви, но способно закончится потерей личности и даже убийством. Вопрос - насколько личностью овладеет "стокгольмский синдром" - зависимость жертвы от ее мучителя. Во многих случаях он непобедим. Но в некоторых спасение приходит совсем в неожиданном виде. И вот только тогда можно посмотреть на Берлин новыми глазами. На его дома, стены, граффити... Чтобы захотеть туда вернуться еще раз. Или не вернуться.
Но совет - слоган картины "Никогда не спи с незнакомцем" - брошен впустую. Кем бы мы были, если бы делали это только со знакомыми людьми. И с кем по-настоящему знакомы?
Режиссер чередует кадры Берлина и Мельбурна так, что порой непонятно в каком городе находишься. Фильм достаточно достоверно передает ощущение клаустрофобии, кроме того, многие вещи не проговариваются, и зритель о них может только догадываться. Зарубежные критики уже сравнили "Берлинский синдром" с классической лентой "Отвращение" Романа Полански. Тема действительно не нова, но привлекателен новый взгляд.
В российский прокат картина выходит 20 июля.