В частности, в Правилах регистрации и административном регламенте уточняется порядок совершения регистрационных действий с транспортными средствами с измененными в результате естественного износа, коррозии или ремонта идентификационными номерами.
- Ранее при невозможности идентификации номеров vin, рамы и кузова собственнику просто отказывали в регистрации, - напоминает ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. - Такой автомобиль направлялся на проверку к эксперту на определение признаков умышленного уничтожения или изменения идентификационных номеров, но даже если экспертиза устанавливала, что подобных признаков нет, то поставить автомобиль на учет все равно не удавалось.
Собственники шли в суд и не всегда успешно. Сейчас же, если путем проведения проверки и экспертизы идентифицировать автомобиль возможно, таких проблем возникать не должно. В ГИБДД внесут соответствующую запись в ПТС и зарегистрируют транспортное средство.
Однако есть риск, что владельцев автомобилей теперь станут чаще отправлять на экспертизу, отмечает директор Института транспортного планирования РАТ (Российская академия транспорта), доктор технических наук Михаил Якимов.
- Если инспектор-регистратор не сможет прочитать идентификационные знаки, он уже не будет сам пытаться их почистить от ржавчины и просить это сделать владельца. Он просто отправит ТС на экспертизу. При этом следует помнить, что согласно правилам ПДД, владелец обязан содержать в чистоте весь автомобиль, не допускать коррозий и повреждений идентификационных знаков. Поэтому в целом нововведения я считаю правильными - за автомобилем нужно следить, - подчеркивает эксперт.
Одним из главных позитивных изменений все эксперты назвали отсутствие необходимости предъявления полиса ОСАГО в бумажном виде для регистрации транспортного средства. Такое решение назрело после того, как автовладельцы получили возможность покупать полисы обязательного страхования в электронном виде.
- Я считаю, что действительно облегчат жизнь всех автомобилистов две поправки: отсутствие необходимости предъявления полиса ОСАГО и уменьшение бюрократических проволочек для записавшихся на регистрацию. Изменения продиктованы все большим распространением и влиянием информационных технологий, теперь уже и в сфере государственных услуг, - комментирует руководитель Академии водительского мастерства Александр Каминский. - С моей точки зрения, можно было бы отказаться от любого дублирования информации. Не имеет смысла от руки указывать в заявлении данные, которые уже есть в электронных базах: паспорт, ПТС, водительское удостоверение, полис ОСАГО. Хорошо, что сделан первый шаг в этом направлении, и указывать данные по страхованию уже не требуется.
Однако специалисты оговаривают: важно заняться и другими важными проблемами, связанными с ОСАГО.
- Проверка полисов ОСАГО через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) позволит решать вопросы, связанные с подделкой бланков полисов. Возможно, это более инновационный и эффективный способ контроля исполнения автовладельцами обязанности по страхованию своей ответственности при использовании транспортного средства. Но есть риски человеческого фактора, которые не исключаются и при бумажном полисе, - напоминает руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании "АльфаСтрахование" Денис Макаров.
- Проблемы при заключении договоров ОСАГО остаются существенными и длительными. Ожидая полис, можно пропустить предусмотренный десятидневный срок на регистрацию транспортного средства. Со сложностями до сих пор можно столкнуться и при ожидании получения полиса непосредственно в офисах страховых компаний, когда последние создают искусственные очереди, дабы навязать дополнительную страховку, и при сбоях в личных кабинетах при оформлении ОСАГО в электронной форме, - констатирует юрист Орест Мацала.
Новые технологии позволили также предусмотреть возможность предоставления транспортного средства непосредственно в место его осмотра, минуя процедуру проверки и комплектации документов - в случае подачи заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что существенно может сэкономить время регистрации автомобиля, отмечает эксперт. Кроме того, напоминает он, теперь подробно прописано, что если регистрация автомобиля была прекращена (аннулирована), то восстановить ее можно в любом регистрационном подразделении ГИБДД, вне зависимости от места прекращения регистрации.
- Предположим, если автомобиль и сам собственник находятся за сотни километров от места аннулирования регистрации (например, за незаконную установку газового оборудования), то восстановить регистрацию можно по месту фактического нахождения, что очень удобно, - считает Орест Мацала.
Что еще можно и нужно изменить в процессе регистрации авто и административном регламенте автоинспекции?
- Я бы предложил некоторые варианты возврата назад, когда при регистрации или снятии с учета регистрирующие органы, в частности экзаменационные отделы ГИБДД, требовали от владельцев автомобилей документы о некоторых платежах. Например, об уплате транспортного налога. Было бы также неплохо, чтобы при снятии с учета или выведении транспортного средства из эксплуатации, сотрудники ГИБДД по соглашению с налоговыми органами проверяли бы отсутствие задолженности по уплате дорожных налогов у владельцев таких автомобилей, - говорит доктор технических наук Михаил Якимов.
По мнению Ореста Мацалы, у МВД есть повод заняться целым рядом вопросов.
- Это и сроки постановки на учет, и работа с запретами и ограничениями на регистрацию автомобилей, с которыми сталкиваются новые собственниками, с прекращением регистрации по заявлению продавцов, с отменой постановлений, вынесенных в отношении продавцов за нарушение ПДД после продажи авто, и многие иные болевые точки. Увы, они не всегда могут быть урегулированы одними лишь изменениями в порядок регистрации ТС, - заключает эксперт.