Эксперты по предпринимательству утверждают, что фантазеров, обращающихся за консультацией по какому-либо оригинальному проекту, сегодня довольно много. И подчеркивают: это позитивный тренд, ведь на рынок выходит уникальная продукция. Однако и риски велики: не всегда даже опытные специалисты по продвижению в состоянии просчитать, обретет ли авторская задумка свою целевую аудиторию. "РГ" нашла бизнесменов, которые в непростое время, когда потребительский спрос все еще снижен, решили выпускать товары вовсе не массового применения, а единственные в своем роде.
Юрий Лыжин два года занимается печатным бизнесом. А теперь решил предложить своим клиентам еще и авторские часы, и эксклюзивные канцелярские принадлежности.
- Мне хочется, чтобы те люди, которые обратились ко мне один раз, становились надежными партнерами на долгие годы. Поэтому делаю ставку на расширение ассортимента, на изготовление необычных сувениров, - говорит он. - По образованию я инженер-металлург, специализировался на художественном литье. Да еще и творческие задатки не дают покоя: постоянно черчу новые изделия, делаю модели. А после покупки лазерного гравера появилась возможность эти замыслы воплощать.
Сначала придумали деревянную визитницу в форме грузовичка, затем хулиганскую офисную катапульту, чтобы стрелять бумажками в слишком шумных коллег, чуть позже - миниатюрные музыкальные инструменты. Все изделия собираются без клея. Сейчас Юрий Лыжин увлекся часами. В продаже уже около десятка разновидностей. Например, есть часы без стрелок (движется в них циферблат) и настольные часы-копилка, где за механизмом смонтирована емкость из оргстекла. В нее можно складывать не только монетки, но и конфеты, красивые камушки или канцелярские кнопки, тем самым меняя дизайн неограниченное число раз. Оригинально смотрятся часы, где цифры написаны словами - "два", "три", "десять"…
Конкурентов полно, признает бизнесмен. Тем не менее, по его подсчетам, ежегодно оборот прирастает на 30 процентов. Это очень хороший показатель (по малым предприятиям такая статистика не ведется, а вот среди 653 средних компаний Свердловской области аналогичный рост на протяжении трех лет показывают только 14). В планах Юрия приобрести станок, который позволит декорировать мебель и стеновые материалы. Это подчеркнет статус владельца или бренд компании. И, хотя нужного оборудования у предпринимателя пока нет, заказы уже поступают.
Еще одна молодая компания занимается созданием эксклюзивных шариковых и перьевых ручек из ценных и экзотических пород дерева - армозии, макассар, венге, оливы, карельской березы, капового клена. Организовали дело два партнера - Семен Анфиногенов и Роман Костромин. На двоих - четыре высших образования: первый получил специальности по управлению малым бизнесом в промышленности и правовому регулированию деятельности предприятия, а второй - хирург и госслужащий.
- Я должен был получать диплом 24 июня, но уехал в Москву отвозить крупный заказ - 250 ручек, - улыбается Семен. - Цена одного изделия колеблется от трех до 150 тысяч рублей. Пока сделали несколько сотен, но мощность нашего маленького цеха позволяет производить до полутора тысяч ручек в месяц.
Особенную древесину 30 видов из разных стран ребятам поставляют производители элитного паркета. По сути, это обрезки, которые уже не нужны "большим братьям". Самые дорогие образцы - лунный эбен (черное африканское дерево): стоимость кубометра может достигать 100 тысяч долларов, а дощечки 50 на 10 сантиметров - 12 тысяч рублей. Также используется стабилизированная древесина, то есть прошедшая вакуумную пропитку особым раствором с красителем. В итоге заготовки приобретают легкий цветной оттенок, неимоверную прочность, сравнимую с металлом, а их стоимость автоматически увеличивается еще раз в десять.
- Пока мы покупаем такие образцы, но в планах научиться самим стабилизировать древесину. Для этого нужны вакуумная камера и насос, а также умение правильно подбирать полимер для каждой конкретной породы, - поясняет Роман.
На вытачивание одной детали уходит минимум полдня: дерево настолько плотное, а итоговые "цилиндрики" настолько тоненькие (толщина не превышает 1-2 миллиметров), что постоянно приходится оттачивать резцы и мастерство. В таком производстве 70 процентов древесины идет в отходы и в брак, и это нормально. Хотя, конечно, и из остатков можно придумать что-то интересное - кулоны и кольца, флешки, мозаику на обложку ежедневника или составную ручку, чтобы в одном изделии соединить частички деревьев, привезенных со всех континентов.
- Да, мы делаем дорогие подарки премиум-класса, но именно поэтому практически нет конкурентов. Компаний, подобных нашей, в России всего 10-15, - говорит Семен. - Не хочу хвастать, но маржинальность превышает сто процентов. Самым простым в нашем деле оказалось искать деньги на новое оборудование, самым сложным - продвигать товар. Как показал опыт, лучшая реклама - выступление на различных мероприятиях для предпринимателей. Например, последний крупный заказ поступил после того, как я на публичном тренинге подарил нашу ручку известному американскому бизнес-консультанту Майклу Бэнгу.