Многие неоднократно отмечали, что работа над проектом делает из шоураннера всего лишь опекуна и временного управляющего одним из важнейших столпов британской массовой культуры. Однако, похоже, новый сценарист "Доктора Кто" Крис Чибнелл решил, что пришло время для некоторых изменений, диктуемых современной повесткой дня.
Британская культура славится любовью к своим богатым традициям по части недоверия к решениям, которые сами по себе имеют такой характер, что априори не в состоянии удовлетворить представителей всех значимых групп общественности, уверенных в весомости и правильности своего мнения. И несмотря на то, что многие события в области англоязычного кинематографа мгновенно приобретают международный резонанс, в Великобритании сила и разнообразие реакций "возмущенных граждан" на собственные проекты представляет собой отдельный феномен. Гнев, презрение и ненависть, безжалостное ехидство, улюлюканье, убежденность, что мир катится ко всем чертям - все это можно было увидеть за последнее время неоднократно.
Особое неравнодушие, как мы помним, вызвали первый сезон обновленного автомобильного шоу Top Gear и четвертый сезон "Шерлока", когда британская пресса открыла негласные соревнования по шельмованию того, что было представлено на суд публике, а наличие соцсетей и возможностей комментирования включили в этот увлекательный процесс всех желающих.
В этот раз, однако, все сложнее. По меткому замечанию The Guardian, выходные удались в Соединенном Королевстве на славу - наступил "момент истины" для Роджера Федерера, а после окончания финала Уимблдона должны были еще и огласить имя актера, который станет Тринадцатым Доктором в сериале "Доктор Кто".
И тут вышел конфуз, ознаменовавшийся появлением десятков статей, тысяч комментариев под ними и десятками тысяч сообщений. Причины его куда более глубоки, чем извечная борьба симпатий и антипатий. В отличие от "Шерлока" и Top Gear, обсуждаются не результаты работы конкретной творческой команды, а только своеобразное соглашение о намерениях. И, как оказалось, решение сломать стереотипы и пойти наперекор традиции, сделав из Доктора Кто впервые за пятьдесят четыре года женщину, очень многими было встречено без энтузиазма, и сама полемика приобрела более или менее явные идеологические черты и стала своеобразной проверкой готовности населения безоговорочно принять новые, "демократические" ценности на деле.
Газета The Guardian, единственное масштабное издание, более-менее последовательно исповедующее идеи социализма, достаточно предсказуемо встретило известие с воодушевлением, расценив его как прогрессивное и снабдив один из материалов обилием цитат, включая мнение нового шоураннера Криса Чибнелла. Он сказал, что у него не было никаких сомнений по поводу того, что Доктором станет женщина, а актрису Джоди Уиттакер охарактеризовал как "востребованную, остроумную, способную вдохновить и очень живую". Ее трактовка Доктора добавит хорошо известному образу "немалую толику юмора, а также силы духа и тепла". В том же комплиментарном духе высказались другие члены творческой команды, уходящий Двенадцатый Доктор Питер Капальди, а также Колин Бейкер, Шестой "классический" Доктор Кто, подметивший, что любовные похождения Доктора не могли остаться без последствий:
Большая часть из двух тысяч комментариев под статьей демонстрирует единодушие аудитории газеты с авторами в позитивной оценке данного решения: по их мнению, BBC продемонстрировала современность, приверженность концепции равенства полов и уважение к феминизму. Однако нашлись и критики: все-таки на главную роль в сериале выбрали представителя коренного населения Туманного Альбиона, а не выходца из Азии или Африки, актриса уже достаточно знаменита, а "Доктор" славился тем, что выводил на первый план гораздо менее известных актеров (Капальди в ряду последних - самое большое исключение), Чибнелл проявил пристрастность, узколобость и кумовство, перетащив актрису из одного своего проекта на ITV ("Убийство на пляже" / Broadchurch) в другой, уже на BBC.
Но были и те, кто смело развил идею дальше: надо отказаться от Джеймсов Бондов в привычном понимании, сделав агентом представительницу прекрасного пола, то же самое необходимо проделать и с героями комиксов, в недавнее время валом повалившими на экраны. Но на это воспоследовала раздраженная реакция, вносящая разнообразие в засилье политкорректности: "Давайте тогда сделаем из Давроса трансгендера, ищущего убежище на другой планете, а ТАРДИС переоборудуем так, чтобы топливом ей служил переработанный мусор".
Реакция The Independent была в целом благодушной, в подзаголовок авторы материала вынесли реплику: "Она не женщина-доктор, она Доктор Кто!" (She's not a woman doctor! She is The Doctor!), самоотверженно собрав обширную подборку оптимистичных твитов, правда, отметив, что не все рады такому решению, хотя создатели сериала последние сезоны наглядно продемонстрировали, что Повелители Времени могут менять пол, создав из образа Мастера Мисси. Немногочисленные комментаторы показывают сдержанность и выражают надежду на то, что качество сценарного материала будет хорошим, ведь именно это главное для создания запоминающегося образа. Правда, один из читателей выразил весьма неожиданное опасение: учитывая "сексистскую" аксиому, что женщины лучше разбираются в чувствах, Доктор может лишиться того, что роднит его с Шерлоком Холмсом и делает интересным персонажем для многих поколений: несовершенство, прежде всего, в эмоциональной и чувственной сферах, приводящее к стольким открытиям, победам и поражениям.
The Telegraph выступила одобрительно-примирительно, но все же построила свою статью таким образом, чтобы не особо задеть своих читателей, демонстрируя чудеса психотерапии и обширно цитируя упреждающее выступление Уиттакер, которая поспешила успокоить многомиллионных поклонников сериала, призвав их "не бояться ее гендера", ведь фанаты "пережили столько изменений, это лишь - очередное из них, абсолютно не страшное", а "Доктор Кто" всегда был "передовым" и отражал все прогрессивные явления в обществе. По мнению редакции, аудиторию должна была воодушевить реакция Марка Гейтисса, назвавшего произошедшее "новым восходом", а также реплика, оставленная в Twitter первым министром Шотландии Николой Стерджен, в которой она поприветствовала нового Доктора:
Активные читатели сайта газеты отреагировали в основном с нескрываемой печалью, посетовав на то, что BBC продолжает линию топорного идеологического доктринерства, которое заставляет отворачиваться даже от того, что десятилетиями было приятно и любимо. Некоторые уныло отмечают, что такое решение, учитывая общие тенденции, было неотвратимо и было бы принято если не сейчас, то года два-три спустя, так что стоит только оплакивать конец любимого "Доктора" и утешаться славным наследием, доступным на просторах Сети.
Таблоиды наподобие The Sun не проявили особого энтузиазма, ограничившись изложением фактов, а международные порталы, рассматривающие "Доктора Кто" как милую английскую нишевую эксцентрику, всецело поддержали выбор, как, например, Variety. В электронной версии британского Radio Times во вполне свойственном изданию духе неравнодушные энциклопедисты пустились в раскопки и исследования того, сколько намеков на женскую сущность Доктора содержал последний сезон - в ход пошли и диалоги Мастера с Мисси, и реплики Билл, и рассуждения Доктора… Промо-ролик на поверку также оказался абсолютно "женственным" - там была и статуя Свободы, и резиденция премьер-министра (ныне - Терезы Мэй) на Даунинг-стрит, 10, и программа Siri, по умолчанию говорящая женским голосом, и даже название пустыни Сахары.
Самой неравнодушной предсказуемо оказалась Daily Mail, уверенная, как и всегда, что после очередной пощечины общественному вкусу "Англия падет" окончательно и бесповоротно. Посетители ее веб-сайта всецело отдались национальному спорту и с упоением написали только под основной статьей, посвященной обсуждению вопроса, более восьми тысяч едких комментариев, которые редакция из принципа не модерирует. Там можно увидеть вполне неприкрытое раздражение и откровенно грубые реплики, при этом очевидно, что выбор Тринадцатого Доктора стал только предлогом, катализировавшим приступ негодования. BBC припомнили ее особое положение (бюджетное финансирование и лицензионные сборы) и привычку не считаться с мнением простых людей, многие выразили возмущение от непрозрачности и неочевидности актерского выбора, а также в очередной раз подметили неприкрытое авторитарное навязывание одних и тех же шаблонов, выхолащивающих из любого произведения его суть. Кто-то с юмором подметил: для уроженца далекой планеты Галлифрей, Повелителя Времени с двумя сердцами, путешествующего на ТАРДИС, перерождение в женщину - какое-то мелочное потакание земным комплексам.
В самой BBC были, судя по всему, ошарашены накалом страстей и нешуточной перепалкой на YouTube, где отзывы и полемика демонстрирует проявление всех видов нетерпимостей, столь последовательно шельмуемых на Западе. Вероятно, именно поэтому медиахолдинг педагогически выложил подборку с реакциями различных пользователей, подытожив ее мудрой фразой одного, видимо, видавшего виды поклонника "Доктора Кто" о том, что это в самом деле еще не "конец света".
Кадры из сериала "Доктор Кто"