23.01.2017 15:03
    Поделиться

    Четвертый сезон "Шерлока": рев и ненависть в британской прессе

    "Последнее дело" (The Final Problem), по иронии судьбы, не только своеобразным образом подвело итог четырех сезонов легендарного сериала "Шерлок", но и породило череду споров, скандалов, оскорблений, оправданий, догадок, истерик - большая часть которых вылилась в общественное пространство. Стивен Моффат в одном из своих недавних интервью сказал, что сериал спокойно можно завершать на этом этапе, так как, в отличие от предыдущих сезонов, в нем нет очевидных клиффхэнгеров. Впрочем, вышло все по-другому. Синтез реальности и вымысла, с которым создатели "Шерлока" так радостно до сих пор играли, перенес завязку нового действия с экрана в жизнь. Теперь интрига в том, что последует за провалом четвертого сезона и столь бурной реакцией со стороны критиков и простых зрителей. Обычно сдержанные британцы, приученные чуть ли с пеленок не показывать своего серьезного отношения к чему-либо вообще, не выдержали. Четвертый сезон "Шерлока" задел даже привыкших ко всему критиков, задел за живое.

    Что примечательно, если после показа первой серии рецензии и отзывы в СМИ появились практически одномоментно, а после демонстрации второй части большинство крупных информационных ресурсов воздержались от оценочных отзывов, сконцентрировавшись на фактологическом анализе показанного, то после третьего эпизода, оценка которого требовала серьезного подведения итогов всего сезона, произошло нечто таинственное. Различного рода кинопроекты и шерлоковедческие сообщества достаточно быстро определились со своим отношением, в то время как большие издания, словно сговорившись, взяли паузу. Выжидая.

    Единственным исключением в этом ряду стала британская The Telegraph, присудившая серии пять звезд, что не стало сюрпризом после крайнего лестного отзыва этой газеты о "Шести Тэтчер" двумя неделями ранее. Майкл Хоган охарактеризовал "Шерлока" как "самый великий британский драматический сериал", посчитал этот факт неоспоримым и даже нашел в четвертом сезоне все привычные составляющие "Шерлока", делающие его хитом на все времена и увлекающие зрителя наподобие вихря. В конце пространнейшей статьи автор заметил, что всем, без сомнения, захочется больше серий - и три эпизода в год, что возможно при самом оптимистичном раскладе, явно недостаточно. В комментариях с автором не согласились, но в пределах вежливого дискурса.

    То, что в газете все-таки не все готовы закрыть глаза на очевидное, подтвердила статья Эда Пауэра, задавшегося вопросом, не стоит ли BBC закрыть сериал, после того, как создатели проекта сами досрочно нажали на "красную кнопку", выдав нечто неудобоваримое. Тем не менее Майкл Хоган опубликовал еще одну статью, на этот раз в National Post, с заголовком: "Элементарно, дорогуша: Бенедикт Камбербэтч - лучший Холмс всех времен". И такая постановка вопроса говорит сама за себя больше, чем хвалебный текст: актеров, сыгравших в "Шерлоке", безусловно, есть, за что похвалить, а вот сценаристов - нет.

    Daily Mail, заслужившая среди британцев много язвительных прозвищ (Daily Moan, Hate Mail etc.), представляет другой полюс. Похоже на то, что Кристофер Стивенс, автор разгромной статьи о "Шести Тэтчер", наградивший серию одной звездой из пяти ("Последнее дело" от него не получило вообще ни одной), испытывает глубокую личную ненависть ко всему, что связано с этим сериалом, простирающуюся за рамки разумного. "Что за бред. Что за жалкий, беспомощный, отвратительный бред . Финал "Шерлока" шокирующе плох - и BBC стоит задаться вопросом, почему и зачем надо навязывать созданный в самоупоении мусор зрителям вечером в воскресенье", - такими словами начинается его статья. Автор чувствует себя обманутым и преданным, проснувшись утром с ощущением того, что у него украли порцию вечернего наслаждения. Стивенс сочувствует зрителям, если новый день их встретил в похожем настроении, и добавляет, что "Последнее дело" - "самое многословное и бессмысленное, что он когда-либо видел на телевидении", подчеркивая при этом, что выражается намеренно вежливо. "Инфантильная самореклама, поверхностный ум, скучное топтание - никогда еще сценаристы не были так одурманены чадом своего пустого таланта так, как Марк Гейтисс и Стивен Моффат", - продолжает он. "Сюжет не выдерживает критики, диалоги ужасны, сцены не связаны друг с другом, место развития действия - абсурдно, а концовка заставила меня потянуться к пластиковому ведру в рвотных позывах", - любовно продолжает Стивенс, намекая, что к просмотру должны были прилагать специальные дизайнерские пакеты на случай возникновения тошноты. Шедевр разрушен. Создателям "Шерлока" удалось сделать то, что не удалось злодею Мориарти. Эта километровая статья породила бурное обсуждения в комментариях, число которых неуклонно стремится к отметке в 1,5 тысячи.

    В The Guardian появилась статья Стьюарта Херитаджа "Шерлок": как телевизионный феномен превратился в надоедливую пародию на самого себя". Отдельному разбору несостыковок и просчетов третьего эпизода он посвящает целый отдельный материал. А общий обзор начинает так: "После того, как "Последнее дело" раскрыто, Эвр успокоилась на тот счет, что ее недостаточно обнимали в детстве, а Шерлок и Ватсон бегут бок о бок - если я правильно расшифровал выражение их лиц - к ближайшему месту, где продают "Имодиум", имеет смысл подвести итоги". Они неутешительны: получилось не очень, BBC далеко не на высоте, и результат не стоил ожиданий. Однако автор терпеливо посчитывает как плюсы, так и минусы. Из минусов - прежде всего, беспомощность создателей по части маскировки сюжетных провалов: с убийством Магнуссена разбираются крайне топорно, выстрел в Джона обернулся его временной нейтрализацией. Если будет следующий сезон - создатели наверняка смогут сделать так, что между Шерлоком и Молли не было душераздирающего разговора, ну а уж объяснять, как замужняя Мэри сумела записать такое долгое видео, а Эвр - умудрилась сбежать из заключения и еще неторопливо строчить смски Джону, и вовсе не станут. Из плюсов - вышла не самая унылая серия (таковой автор считает "Последний обет"), Мориарти мертв, а Шерлок нашел достойного соперника. Если больше не будет отсылок к "Пиле" и демонстрации техники каратэ в замедленной съемке для разбивания гроба как демонстрации отчаяния, то Херитадж обещает смотреть сериал и дальше. Он вспоминает слова Моффата и Гейтисса, что они довели Шерлока в личностном плане до того образа, который воплощал и Брэтт и Рэтбоун. Шерлок развил в себе полноценные эмоции. Знает, как зовут Лестрейда по имени. Помогает Джону растить дочку. И совсем не похож на того инопланетянина, со знакомства с которым все началось. Если это - новое начало, то это, в самом деле, неплохо. Если только, укоренившись во всем мирском, но сохраняя свои атрибуты - он не станет пародией сам на себя.

    Еще одна статья в The Guardian, содержащая обзор показанного на выходных, обращается ко всем создателям сериалов о прошлом (лично упоминая только сценаристов "Шерлока"): оставьте мертвых в покое. Нельзя не отметить, что и в этой газете материалы на тему сериала породили тысячи комментариев зрителей.

    The Independent начала "за здравие", опубликовав рецензию с четырьмя звездами и вынеся в заголовок предложение о том, что "Последнее дело", возможно, стоит переснять. Автор статьи не смог найти оправданий тому, что Шерлок не узнал сестру и откровенно заявляет, что братья Холмс выглядят всю серию откровенными тупицами. Попытка раскрытия образа Эвр, а также того, в чем именно состоит ее гениальность, провалились с треском, а, наблюдая за Ватсоном, сложно отделаться от ощущения, что ему указали на место домашнего любимца Шерлока (той самой собаки, которой у него никогда не было). Журналист признает неудачными 90-минутный формат, куда не удается втиснуть все задумки, а идей у сценаристов еще много, они не исписались - с облегчением замечает он. И тем не менее в конце ехидно проскальзывает, что просмотру серии надо посвятить "достаточно времени и эмоциональной энергии".

    Зато в последующие дни в газете исправно появлялись тексты, в карикатурном свете выставляющие обиженного Марка Гейтисса как непонятого гения, заботливо сообщающие о том, что фанаты характеризуют сезон как "несусветную чушь", и подробно рассказывающие о конфликте Стивена Моффата и Луизы Брили из-за его пренебрежительного отношения к образу Молли Хупер.

    Sherlockology отражает ровно то, что происходило после просмотра с большим количеством поклонников, гораздо более эмоционально это выразивших впоследствии в соцсетях: чудовищный разрыв в восприятии - между блестящей игрой актеров и теми (мягко сказать, несуразными) задачами, который ставил перед ними сценарий.

    Metro оценила эпизод на три звезды, сочтя саму задумку очень неплохой, если бы ее не испортило воплощение в стиле блокбастера, с определенного момента пустившее повествование в режиме автопилота из популярных клише.

    Digital Spy вышел из неловкого положения, озаглавив статью так: "Последнее дело" ставит на первое место сердце вместо разума, и это почти что сработало". В рецензии говорится о том, что фильм бы вполне удался, если бы не скомканная концовка, предлагающая решение, начисто разрушающее очарование выдуманных по ходу развития сюжета конструкций.

    Статья в GQ выдержана в положительном ключе - авторы подчеркнули, что ни разу не посмотрели на часы, пока шел фильм, и финал оправдал их ожидания. Только вот… как доктор Ватсон умудрился на веревке подняться из колодца, если он был за ноги цепями прикован ко дну? И - кому в голову пришло заставить Шерлока и Ватсона в последней сцене сорваться с места подобно двум взбесившимся лепреконам?

    Поделиться