"Последнее дело Шерлока": Бэтмен Холмс и доктор Робин

Что ж, этой ночью был показан последний эпизод четвертого сезона "Шерлока". Истерия вокруг резонансного детища BBC еще потрендит с недельку в Сети - и пойдет на спад. И через месяц сойдет на нет. Возможно, даже навсегда. Так что многие уже начинают вздыхать с облегчением (что, увы, все же несколько преждевременно).

Как тут не вздыхать: даже если игнорировать то, что творилось в медиапространстве, следить за последним (пусть он все-таки будет последним!) сезоном было удовольствием не из простых. Хоть эпизода всего три, пережить зрителям за первые недели 2017-го пришлось немало.

За ошеломляюще плохой чуть ли не во всех отношениях открывающей серией "Шесть Тэтчер" последовал неоднозначный и тем пробудивший робкую надежду эпизод "Шерлок при смерти". И вот вчера было явлено "Последнее дело", забившее финальный гвоздь в гроб некогда ярчайшего сериала современности. После такого хочется надеяться, что воскресать он не решится, ведь сделать это он сможет разве что в той же спекулятивно-постмодернистской форме, что и Мориарти.

В своем "Последнем деле" Шерлок Холмс из Джеймса Бонда вдруг превратился в Бэтмена и отправился в британский аналог лечебницы Аркхем - островную цитадель, где содержатся самые опасные психи, захваченную, как и положено, британским аналогом Джокера. В юбке. Точнее - в белом халате. С длинными-длинными темными волосами, взглядом исподлобья и мотивацией класса "маленькую девочку в детстве обидели".

Если вам представилась эдакая смесь Харли Квинн с Самарой из американского "Звонка" (и кучки других "страшных детей" из хорроров), то вы очень близки к истине. Но чем больше Шан (Сиан) Брук подражает ужимкам Марго Робби вперемежку с Энтони Хопкинсом в роли понятно кого, тем более жалко выглядит финал "Шерлока". Ни переигрывающая актриса, ни ее персонаж с пошлейшей и вторичнейшей мотивацией привычному уровню (впрочем, мы уже давно активно отвыкаем) сериала совершенно очевидно не соответствуют. А ведь именно вокруг Эвр и ее необъяснимых сверхспособностей, уместных, опять же, в мире комиксов, Марк Гейтисс и Стивен Моффат и решились выстроить финальный эпизод.

Пик пафосного торжества вторичности начинается, когда Шерлок, надев шапку-невидимку, проникает в помещение, где содержится самый опасный из самых опасных психов, и за этим разворачивается посредственный психологический триллер, бесстыдно копирующий "Пилу" (и авоську менее примечательных образцов соответствующего поджанра).

Тут и самый бросающийся в глаза, но далеко не единственный из вереницы глупых моментов серии эпизод: великий сыщик не замечает, что у камеры всего три стены, и угождает в ловушку, которую хитроумно подстроила злодейка. Кстати, помог ей в этом Мориарти, пять лет назад заглянувший в супертюрьму на Острове Проклятых на пять минут поговорить без свидетелей с разрешения Майкрофта. Ну, два человека, способных каждый по отдельности организовать настоящий апокалипсис, захотели поболтать наедине - что может пойти не так? Наверное, просто поэзию решили обсудить.

Короче, Холмс, Ватсон и еще один Холмс оказываются втянуты в "тонкую психологическую игру" с шаблонными моральными дилеммами под названием "этих я убью, хотя обещала не убивать, потому что я вся такая сумасшедшая, а эту не убью, потому что она же важный персонаж". Правила "игры" под стать - они, мягко говоря, странные. Но, если вкратце, - что-то вроде "Форта Бойярд", только без старца Фура и Ярмольника. Конечная цель - видимо, в том, чтобы обняться и поиграть дуэтом на скрипочках.

Возможно, вы спросите, как антагонистка это все вообще могла устроить, находясь под особым наблюдением в месте, по сравнению с которым Гуантанамо покажется норвежским СИЗО? Очень просто: она умеет зобмировать людей. Вообще любых людей легко может зомбировать. Потому что она крутая. И очень-очень злая. Вот вам и разгадка, а вы тут со своей дедукцией.

Словом, углубляться и пинать все эти смехотворные сюжетные ходы и припадочную драматургию весело, но неблагородно. Вместо этого констатируем: "Последнее дело" - довольно захватывающее, но крайне глупое развлекалово, завершающееся очередным банальным сеансом жонглирования реальностями, отработанного еще в "Безобразной невесте". Действительно удачных сцен в нем - раз-два и обчелся. Буквально. Что характерно, обе эти сцены состоялись благодаря музыке. Но за угорающую под Iron Maiden миссис Хадсон и феерический номер Мориарти под Queen все шоураннерам простить не удастся.

Скорее всего, по окончании просмотра у вас возникли и другие вопросы. Например, что это было и зачем. Объясняем. Шерлок Холмс после третьего сезона окуклился, а теперь вылупился современным героем комиксов. Предпосылки для того существовали и раньше, но только сейчас все необходимые элементы сошлись окончательно: мрачная предыстория, могучая суперсила, верный напарник-Робин (Ватсон, если не заметили, тоже успешно окуклился), заклятый враг, до поры запрятанный в якобы надежном месте.

Ну, и наконец-то у Шерлока официально обозначилось истинное, так сказать, предназначение, цель жизни - бороться с преступностью всюду и всегда. Так что отныне сериал может уйти на покой или продолжаться бесконечно - и тот, и другой исход были бы логичны в равной степени. Но второй - гораздо вероятнее, потому как сулит приносить огромные горы денег, покуда кинокомиксы остаются в цене.

2.0