Она сняла на телефон, как подъехавшая к соседям скорая увязла в грязи. Ее выталкивали "всем миром". Все закончилось в тот раз благополучно: помощь была оказана, скорая уехала, но проблема осталась.
Проблема городского масштаба: как получилось, что в поселок, застраиваемый современными коттеджами, ведет грунтовая дорога, которую даже дорогой не назовешь? Не то что на машине - по ней и пешком идти опасно: ноги просто разъезжаются на мокрой глине. Еще не всякий внедорожник осилит такую "трассу".
Хоть бы мусором колеи засыпать...
В 2012 году городские власти согласно федеральному закону начали выдавать многодетным семьям земельные участки возле слободы Санниковы. Место хорошее, рядом с городом, не на болоте, как у некоторых многодетных семей. Неудивительно, что семьи, получившие здесь участки, не стали их продавать, как большинство многодетных, а решили застраиваться. Естественно, те, у кого была такая возможность - дело-то дорогое. Пока на этой земле выросли дома, прошло несколько лет.
И все эти годы главной проблемой оставалась дорога в поселок - несколько сот метров. По словам Екатерины Медведевой, сколько бы они ни обращались к городским властям с просьбой сделать хотя бы "направление", результат был нулевой.
- Месяц назад я сама вызывала грейдер, до этого не видела его ни разу, - говорит она. - В конце концов мы не выдержали, на свои средства привезли 15 машин строительного мусора, но его хватило только на небольшой отрезок, что ведет от асфальтовой дороги. Мы не просим у властей и здесь проложить асфальт. Пусть будет тот же строительный мусор, да что угодно, лишь бы люди и машины не тонули в грязи. Но ответ один - нет денег.
У нее на руках есть даже предписание МЧС в адрес властей обеспечить подъезды к домам в поселке, чтобы беспрепятственно могла проехать та же скорая и другие экстренные службы. Но никаких подвижек. Правда, после ЧП со скорой глава города Валерий Владыкин лично пообещал, что дорогу приведут в порядок в ближайшие дни, но в выходные, когда в поселке побывал корреспондент "РГ", дорога была все в том же состоянии.
Только на тракторе
Екатерина провела небольшую "обзорную экскурсию" по поселку.
- Наш дом еще в лучшем положении, чем другие, - говорит она. - Хотя я детей до асфальта на руках переношу - запросто можно поскользнуться на глине, упасть и травму получить. Кстати, одна соседка именно так руку и сломала. До их дома вообще можно только на тракторе добраться.
Несмотря на то что речь о строительстве инфраструктуры в поселках, где возводят дома многодетные семьи, идет несколько лет, никаких подвижек нет до сих пор. По словам председателя Кировской ассоциации защиты прав многодетных семей Елены Чесноковой, сегодня нет ни одного участка с полной инфраструктурой. Особенно это касается дорог.
- Люди буквально на себе таскают бревна и кирпичи, чтобы дом построить, - говорит она. - Потому что грузовики до участков не едут - боятся застрять. Чиновники говорят: стройте дорогу сами. А на какие средства? Многодетной семье даже дом построить - огромная проблема. Банки кредиты практически не дают, так как иждивенцев много. Что уж говорить о дороге...
Но если дом еще может служить предметом залога, то дорога - никак. К тому же она чаще всего "неформальная". Поскольку, чтобы зарегистрировать ее официально, нужно собрать кучу документов, а это дело тоже недешевое и стоит практически столько же, сколько саму дорогу построить. В результате к поселкам многодетных ведут одни лишь "направления". И получается замкнутый круг: чтобы построить дом, нужна дорога, а ее нет. Неудивительно, что при таких условиях 90 процентов многодетных семей выделенные участки просто продают.
Дожди усугубили ситуацию
Чтобы решить проблему, по мнению Чесноковой, в регионе необходимо разработать меры по строительству инфраструктуры для таких поселков. Дорога под индивидуальное жилищное строительство должна быть. Своими силами такие объемы не поднять.
Еще прежнее правительство области неоднократно собирало совещания, чтобы решить, что делать с этой проблемой. Поскольку федеральный закон ничего об инфраструктуре для "многодетных поселков" не говорит. А, стало быть, даже заложить на эти цели деньги в бюджете - незаконно. Рассматривали различные варианты, в том числе на условиях софинансирования со стороны многодетных, но реального результата так и нет. Одно время возлагали надежды на проект по поддержке местных инициатив, но учитывая, что поселки небольшие, в его рамках дорогу многодетным семьям также не потянуть.
После того как история со скорой, застрявшей в грязи, получила огласку, на нее оперативно отреагировали в мэрии. Заместитель начальника городского отдела благоустройства и транспорта Дмитрий Печенкин согласился с тем, что проблема слабой дорожной инфраструктуры характерна для значительной части сельских территорий в черте города, где в том числе выделяются участки под строительство жилья многодетным семьям.
- Здесь в основном грунтовые дороги, которые содержатся обслуживающими организациями в проезжем состоянии благодаря регулярному грейдированию, - говорит он.
Этим же летом тема грунтовок стала одной из самых актуальных в связи с дождливой погодой - их постоянно размывает. К тому же в ряде территорий, как, например, в слободе Санниковы, где буксовала скорая помощь, сейчас ведется строительство частных жилых домов: по грунтовке ходит тяжелая техника, которая также не способствует поддержанию дороги в проезжем состоянии.
Пусть грунтовые, но проезжие
Проблема, поднятая многодетными семьями, выходит далеко за рамки только их поселков. В подобном положении находятся тысячи жителей областного центра. По сути, инфраструктура просто не успевает за малоэтажным строительством.
Но "надавить" на городские власти даже с помощью надзорных органов невозможно. Как рассказали "РГ" в областной прокуратуре, в законе не сказано, какими именно должны быть дороги в городских округах. Могут быть и грунтовые, но при этом они должны содержаться в проезжем состоянии.
Сделать это на практике крайне затруднительно. В нынешних условиях проливных дождей для этого дорогу надо грейдировать ежедневно. А сделать дорогу с более твердым покрытием - крайне накладно. Как сообщили в мэрии, стоимость одного километра дороги только в щебеночном исполнении - порядка пяти миллионов рублей. То есть для того, чтобы лишь засыпать щебнем все грунтовки в Кирове, нужно более двух миллиардов рублей. Что уж говорить об асфальтовом покрытии! Если же иметь в виду непосредственно территории, где выделяются участки для многодетных семей, необходимая сумма составит около 770 миллионов рублей. Так что вопрос этот - долгий.
Александр Перескоков, глава администрации Кирова:
- Управлению благоустройства и транспорта, дирекции дорожного хозяйства дано поручение с 2018 года включать грунтовки в жилых микрорайонах (прежде всего в тех, где выделяются участки многодетным семьям) в планы дорожных ремонтов. А с 2019 года мы планируем завести такие территории в федеральную программу "Безопасные и качественные дороги". Но надо понимать, что за один-два сезона мы не сможем обеспечить все населенные пункты города асфальтированными трассами: в областном центре 440 километров грунтовых дорог. Тем не менее мы рассчитываем постепенно в, течение нескольких лет привести грунтовки в порядок. Сейчас совместно с региональным правительством начинаем разработку программы по развитию улично-дорожной инфраструктуры, в которую будут включены и они.
Что же касается конкретной грунтовки в слободе Санниковы, мы рассматриваем варианты ее обустройства и укрепления уже в текущем году: отсыпать полотно строительной высечкой, проложить плитами или найти еще какое-то решение.