Главной новацией станет возможность получить государственный регистрационный номер прямо в автосалоне при покупке машины. Ехать в ГАИ не понадобится. Заботу о получении номеров в регистрационном органе на себя возьмут менеджеры по продаже автомобилей.
В настоящее время госномера можно получить исключительно в ГИБДД. Есть, правда, одна лазейка - автовладелец может оформить доверенность на сотрудника автосалона для представления его интересов в подразделении ГИБДД. Но такая услуга стоит недешево.
Законопроект предлагает другую схему: сотрудники автосалона дистанционно станут передавать ГИБДД данные об автомобиле и новом владельце. Госавтоинспекция в электронном виде проведет регистрацию, после чего менеджеру останется лишь забрать СТС (свидетельство о транспортном средстве) из подразделения ГИБДД, напечатать номера (соответствующее оборудование должно появиться у всех автодилеров) и отдать владельцу. Юрлица, предоставляющие подобные услуги, предусматривается в проекте закона, должны будут зарегистрироваться в специальном реестре МВД. Услуга по регистрации машины будет платной, предельные тарифы на нее установит Федеральная антимонопольная служба.
Кроме того, в законопроекте прописаны и другие новшества - к примеру, возможность выбрать сочетание цифр и букв в госномере. Правда, сам порядок этой процедуры еще только предстоит - после принятия закона - разработать правительству России.
Третье новшество - упрощение оборота автомобилей с нечитаемым идентификационным номером. В случае, когда на кузове или раме номер сгнил либо покрылся ржавчиной. Согласно документу машина с нечитаемым номером после прохождения экспертизы получит дополнительную маркировку с идентификационным номером. В этом случае при каждой следующей регистрации не понадобится отправляться к эксперту-криминалисту.
Кроме того, впервые вводятся два термина: "государственный регистрационный знак" (собственно металлическая пластина) и "государственный регистрационный номер" (набор цифр и букв).
Этот законопроект первое чтение в Госдуме прошел еще в 2013 году. После чего подвис на различных согласованиях. Теперь же все правки готовы, и документ готовится ко второму чтению.
Как рассказал "Российской газете" бывший начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы ГИБДД России Борис Ионов (именно он разрабатывал законопроект к первому чтению), особо сильных изменений документ не претерпел.
Кстати, именно в нем предусматривается и возможность продажи "красивых" номеров с аукционов. "Там очень мягко написано - порядок и процедура изготовления и присвоения регистрационных знаков определяется правительством РФ. То есть сам закон не устанавливает каких-то требований и норм к проведению таких аукционов. Но законом определяется, что такая возможность предусматривается в принципе", - пояснил эксперт.
Однако самым революционным нововведением в законопроекте Борис Ионов называет все-таки регистрацию автомобиля в салоне, что позволит значительно сократить очереди в подразделениях ГИБДД. По его словам, 9 млн регистрационных действий совершается ежегодно в ГАИ, из них около 1,5 млн - это регистрация новых автомобилей. "То есть полутора миллионам человек можно будет не ходить в ГАИ. Это сильно упростит процесс покупки и регистрации машины", - отметил он.
Сергей Варламов, эксперт Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:
- С одной стороны, принятие этого законопроекта упростит жизнь российским автолюбителям. Во-первых, появится возможность максимально быстро ввести приобретенный автомобиль в полноценную эксплуатацию и сэкономить время на оформлении документов. Во-вторых, возрастет качество и спектр услуг, оказываемых автосалонами: очень удобно получить номер, не выходя из салона.
С другой стороны, принятие такого законопроекта может серьезным образом ударить по кошельку автомобилистов: есть все основания полагать, что стоимость такой услуги будет высокой. За "скорость и удобство" приходится доплачивать. А такая возможность есть далеко не у всех. Иногда проще отстоять в очереди, даже потратив несколько дней на оформление документов. Поэтому, чтобы избежать манипулирования ценами, необходимо предусмотреть разумную стоимость оказываемой услуги, равную для всех салонов и регионов. Более того, стоимость такой услуги можно, например, увязать со стоимостью и классом приобретенного автомобиля. Если вопрос цены останется законодателем не урегулированным, антимонопольная служба столкнется с огромным количеством жалоб граждан.
Иван Соловьев, доктор юридических наук, советник председателя правления Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России:
- Конечно же инициативы, направленные на облегчение жизни автомобилистам, можно только приветствовать. Чем меньше человек тратит времени на выполнение обязательных процедур, связанных с оформлением своей собственности, тем больше его доверие и уровень удовлетворенности качеством и объемом предоставляемых государством услуг. И в данном случае, если ГИБДД готово практически полностью передать изготовление и выдачу спецпродукции с уровнями защиты в частные руки, это может не только оптимизировать процесс оформления, но отчасти покончить с досужими разговорами о различных "блатных" номерах и бизнесе на их выдаче.
С другой стороны, ФАС, конечно, может установить предельные тарифы на данную услугу, однако все мы знаем, как наш бизнес умеет придумывать любой дополнительный платеж, который может ударить по карману людей. Все эти вопросы требуют детальной проработки.