26.07.2017 20:20
Культура

Йонас Вайткус: Сколько себя помню, я все время боролся со зрителем

Режиссер Йонас Вайткус - о трагедиях Шекспира и не только: как друг друга понять и перестать ненавидеть
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №164 (7330)
Фестивали - как люди. Каждый - со своим лицом, характером и настроениями. И судят их не столько по громким именам, сколько по длине памяти, которую они о себе оставляют. Петербургская театральная "Радуга" ТЮЗа им. А.А. Брянцева - из тех событий, эмоциональных впечатлений от которых хватает на весь последующий и предстоящий театральные сезоны. Столь концентрированной и яркой в этом году получилась афиша, с особенно заметным ударным литовским акцентом: показанные гастрольные "Свадьба" Оскараса Коршуноваса и "Король Лир" Йонаса Вайткуса могли бы стать кульминацией программ самых известных международных фестивалей.
Читать на сайте RG.RU

"Короля Лира" в Петербург привозил Русский драматический театр Литвы. На сегодняшний день это единственный профессиональный театр в Литве, играющий спектакли на русском языке. Его художественный руководитель - режиссер Йонас Вайткус рассказал о миссии русского театра в Прибалтике и ответил на вопрос: есть ли молодые зрители у Русского театра в Вильнюсе?

Зачем в Казахстане поставили балет с Лениным в главной роли

- Я сколько себя помню, я все время боролся со зрителем. Делал это очень просто. Зритель привыкает к неким таким репертуарным, музейным спектаклям. Их можно переваривать, можно сидеть спокойно, можно в антракте пойти, коньячку выпить... Такие спектакли я просто снимал с афиши. А "разгонял" зрителя и воевал с ним другими постановками, содержание которых намного глубже, человечнее...

В Русском театре я то же самое делал. Я стал обращаться к русской классике и к современной русской драме. Стали общаться со школьниками, чтобы понимать, что им нужно... Стали спрашивать и себя, и зрителя: кто мы? Почему мы, живя в Литве, не знаем литовский язык? Почему литовцы игнорируют русский язык или польский язык, или еще какой-то другой? Стал делать вкрапления в репертуар - Достоевский, Андреев, Пушкин, Сорокин, Вырыпаев... Наш зритель все-таки должен думать, почему он здесь? Какая миссия русского театра, и что должен сделать русский человек, если он живет в Литве? Я считаю своей задачей познакомить публику с тем, что есть хорошего в русской литературе, музыке, драматургии, поэзии, живописи. Этим надо гордиться, а не лозунгами бороться и ненавидеть друг друга.

Очень интересно сейчас работать в театре. И опасно...

Я искал, как сблизиться и понять друг друга, а не как разделить. Такой путь мне показался плодотворным, и другого я не вижу. Потому что всякое унижение другого человека, другого пола, другой нации или религии, оно возвращается к тебе бумерангом.

В самом центре Москвы открыли летний фестивальный театр

...Очень интересно сейчас работать в театре. И опасно. Слава богу, что мне никогда не приходилось ставить ничего такого, что предлагалось каким-нибудь директором или секретарем ЦК. Только моя вина, если я плохо поставил спектакль или он был непонятным. Но иногда непонятость возникает из-за большой градации опыта нашего поколения и молодых. Некоторые молодые люди уже старики, как тряпки выжаты. Сексом, потребительством, всем. Им ничего не интересно. Только пиво попить, футбол посмотреть и побить кого-то на улице...

Как сегодня найти молодого зрителя? Почти полтора миллиона уехало. Русских в Литве уже меньше, чем поляков, белорусов, украинцев. Надо искать путь, как держать театр и репертуар, чтобы к тебе приходили другие люди. Мы стали переводить русские спектакли на литовский язык, а литовские играть на русском. Это привлекло к нам зрителей, которые уже не знали, что такое Русский театр, раньше просто избегали этого места. И я думаю, я свое дело сделал, а дальше пусть продолжат другие...

Справка "РГ"

История Русского драмтеатра начинается с декабря 1864 года, когда была создана первая постоянная труппа русского театра в Вильнюсе выдающимся артистом Императорского Александринcкого театра Павлом Васильевым.

Международный театральный фестиваль "Радуга" ведет свою историю с февраля 2000 года. География "Радуги" разных лет очень широка: на фестиваль приезжали театры из Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, США, Эстонии, Болгарии, Греции и многих других стран. Среди участников фестиваля разных лет - как молодые постановщики, так и режиссеры с мировым именем: Римас Туминас, Эльмо Нюганен, Алвис Херманис, Александр Морфов, Ли Бруер, Кшиштоф Варликовский, Гжегож Яжына, Филипп Жанти, Адольф Шапиро, Сергей Женовач. Идея фестиваля состоит в том, чтобы позиционировать искусство для молодежи как высокохудожественное и актуальное. Организатором фестиваля неизменно является Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева. В 2016 году проект "Радуга" был награжден Премией Правительства Российской Федерации в области культуры.

Драматический театр