Палех совсем небольшой поселок, но благодаря замечательным художникам его именуют не иначе как "селом-академией", что абсолютно точно, ведь палехские мастера известны на весь мир, а их творения - своеобразная визитная карточка России, часть русской культуры.
Принято считать, что история палехской художественной миниатюры начинается после 1917 года. Но это далеко не так. В течение трех столетий до Октябрьской революции Палех считался иконописным центром России, а советские власти лишь поддержали стремление художников вместе иконами расписывать еще и шкатулки. Но все, как говорится, возвращается на круги своя.
Обозреватель "СОЮЗа" беседует с директором Государственного музея Палехского искусства Ольгой Колесовой.
Ольга Александровна, скажите, как сегодня себя чувствует знаменитое палехское искусство?
Ольга Колесова: Оно, увы, переживает непростые времена. Уменьшилось количество художников, занимающихся лаковой миниатюрой, и среди них почти нет молодежи. Это связано как с уменьшением спроса, так и с изменением художественных запросов покупателей.
Но Палех как уникальный центр художественного мастерства по-прежнему существует, и отрадно сознавать, что россияне знают Палех. Туристы к нам приезжают целенаправленно, и большинство неплохо подготовлено к восприятию лаковой миниатюры. Надеюсь, они редко уезжают разочарованными.
Вы говорите, что лаковая миниатюра нынче не так востребована, как в прошлые годы. Почему?
Ольга Колесова: Думаю, это связано с огромным количеством некачественных подделок, создающих у людей неверное представление об истинной палехской миниатюре. В былые времена покупателей больше привлекало именно художественное решение палехской шкатулки, нежели ее утилитарность. Современный потребитель более требователен к качеству, даже к экзотике, ему важно найти практическое применение красивой вещи. Сложные композиции палешан требуют изрядной интеллектуальной нагрузки, знания литературы, истории, что несколько обескураживает современных ценителей прекрасного, как, впрочем, и стоимость палехских работ. Другая причина - отсутствие той самой государственной поддержки, которая дала жизнь новому искусству бывших иконописцев. Большие государственные заказы укрепляли коллектив палехских мастеров, способствовали сохранению преемственности поколений. Но, несмотря на трудности, лаковая миниатюра по-прежнему жива, о чем свидетельствуют выставки современного палехского искусства, проводимые как в самом Палехе, так и в других городах нашей страны. Большая заслуга в их организации принадлежит Палехскому отделению Союза художников России, которое насчитывает более 70 человек. Но главное, Палех возрождается как иконописный центр России, и сегодня здесь сосредоточены довольно серьезные силы, которые замечательно проявляют себя в жанре иконописи.
Иконопись возрождается, а храмовая живопись?
Ольга Колесова: Палешане все активнее занимаются храмовыми росписями. Монументальные композиции наших мастеров украшают главные храмы Минска, Астаны, Ижевска, Воронежа и других городов бывшего СССР. И тут уместно вспомнить, что в истории палехского искусства прослеживается любопытная закономерность: едва усиливаются кризисные явления в искусстве декорирования малых форм, мастера сосредоточиваются на монументальной живописи. Заказов у наших современных иконописцев довольно много, ведь Палехская школа чрезвычайно сильна, а качество работ непременно вызывает удивление.
Чем, на ваш взгляд, Палехская школа отличается от других, скажем, от Московской, Владимирской, Костромской?..
Ольга Колесова: Искусство Палеха основано на традициях древнерусской живописи, поэтому в стилистике палехских икон мы непременно найдем отголоски работ и Андрея Рублева, и Дионисия... Палехские иконы имеют определенное сходство с работами и костромских, и владимирских иконописцев. Вместе с тем бесспорны и местные особенности письма, что связано со своеобразным мировосприятием палешан. Привязанность к земле, к земледельческому циклу наполняет произведения местных художников неторопливыми ритмами, орнаментальными мотивами, яркими красками, определяет замкнутость круговых и волнообразных композиционных построений. Работы палешан максимально насыщены деталями, которые прописываются с невероятной тщательностью, фигуры свободно располагаются в пространстве, изобилующем архитектурными и пейзажными элементами.
Государственный музей Палехского искусстваКто эти люди, работающие в иконописных мастерских Палеха?
Ольга Колесова: В Палехе еще с 30-х годов прошлого века функционирует уникальное художественное училище, которое вот уже почти 90 лет готовит мастеров миниатюрной живописи. Выпускники разных лет составляют основное ядро всех наших иконописных мастерских. Производственную практику в последние годы студенты проходят в местной мастерской "Палехский иконостас". Кто-то потом приходит сюда на постоянную работу.
Ребята, получившие дипломы училища, уезжают, чтобы потом нести это искусство по всему миру, или предпочитают оставаться здесь?
Ольга Колесова: В палехском училище учатся дети как коренных палешан, так и приезжие. "Свежая кровь", новые идеи обязательно нужны. Мы давно заметили, что если среди выпускников преобладают палешане, то это приводит к застою и упадку. Вы знаете, существует такой парадокс: приезжие чаще всего остаются здесь. Новыми палешанами становятся ребята из Сибири, Поволжья, Урала, юга России. А покидают родные края чаще почему-то именно коренные палешане. Но никому за пределами Палеха не удалось сохранить уникальную местную стилистику. В Палехе сегодня много молодых многодетных семей художников. Это люди, как правило, религиозные, они хорошо зарабатывают и имеют возможность содержать большую семью.
Наверное, уже родился современный Андрей Рублев? Может быть, назовете, как говорится, самого-самого из числа нынешних мастеров?
Ольга Колесова: Нет! Никогда мы никого не выделяли и не выделяем. Да, Палех - это огромное количество ярких индивидуальностей, но в Палехе не принято выделять кого-то особо. К тому же среди современных иконописцев, как и в старину, существует разделение обязанностей - одну и ту же икону пишут несколько человек: одни - лики святых, другие - орнаменты и т.д. Всегда храмовая живопись подразумевала артельный труд, наличие опытных мастеров и молодых художников, которые, работая с ними бок о бок, приобретают необходимые знания и умения, то, чего сегодня нет в лаковой миниатюре.
Кстати
Вспомним, что и древнерусские мастера практически никогда не подписывали свои творения фамилиями. Они не стремились к земной славе, а исключительно - к истине. Никогда не создавались и авторские каталоги икон. Именно поэтому у современных искусствоведов существуют сложности с определением авторства тех или иных икон. Так, например, в Успенском соборе Владимира, который по пути в Иваново также осмотрели участники пресс-тура, специалисты особенно не акцентируют внимание на том, чьей кисти принадлежит та или иная работа - Андрею Рублеву или его "сопостнику" Даниилу Черному. Хотя и в авторстве великой "Троицы" никто не сомневается.
Напомним также, что даже место погребения Рублева неизвестно, а былую славу художника вернули, как это ни странно, советские искусствоведы. Вспомним также, что и к лику святых Рублева причислили совсем недавно, лишь в 1988 году.