27.07.2017 20:56
Культура

Юлия Лежнева спела на фестивале в немецком Херренкимзее

Российская оперная звезда Юлия Лежнева спела на фестивале в немецком Херренкимзее
Текст:  Владимир Дудин
Российская газета - Федеральный выпуск: №166 (7332)
Российская звезда мировой оперы Юлия Лежнева выступила на летнем фестивале в Херренкимзее в королевском замке Людвига II Баварского в дуэте вместе с всемирно известным контратенором Максом Эмануэлем Ценчичем.
Читать на сайте RG.RU

До Херренинзеля или так называемого "мужского острова", где расположен замок "сказочного короля" Людвига II Баварского, который он спланировал как копию дворца в Версале, фестивальную публику от пристани Прин-ам-Кимзее каждый вечер доставлял кораблик, увозящий от земной суеты в мир уединенных идеалов. Тихие воды благодушного озера Кимзее лучше всякой магии снимали у пассажиров напряжение, ослабляя земное притяжение, подготавливая за время пути к восприятию духовной пищи там, где на протяжении более тысячи лет царила жизнь мужского монастыря.

Фестивальный менеджмент в лице интенданта Эноха цу Гутенберга, члена дома Гуттенбергов позаботился о без излишеств насыщенной драматургии смыслов своего проекта, понимая, что у этого музыкального форума, находящегося где-то на полпути между Мюнхеном и Зальцбургом, нет иного выбора, чтобы выдерживать достойную конкуренцию со своими могучими соседями. При том, что ценовая политика здесь куда более демократичная, именно этот фестиваль - место встречи германской аристократии, приплывающей сюда в национальных костюмах - трахтенах и дирндлях, чтобы в бывших угодьях короля, основоположника немецкой демократии поразмышлять о будущем страны и мира. Фестивальные события этого года подчинены идее главного мотто: "Бога и богов - пути барокко".

Фестиваль - место встреч аристократии, приплывающей сюда в национальных костюмах поразмышлять о будущем мира

При этом его программу составила музыка отнюдь не только эпох Ренессанса и Барокко, существовавших в рамках этой культурно-религииозной парадигмы. Так, в концерт "Меркурий и Аполлон" входил не только "Аполлон Мусагет" Стравинского, но и симфония "Меркурий" Гайдна, и "Молодой Аполлон" Бриттена, и даже Первый фортепианный концерт Шостаковича. Для упрочения контакта с с современностью здесь не боятся таких названий как "Барочный твиттер", включая в концерт музыку барочных гениев Альбинони, Вивальди, Винчи, Скарлатти. Боги же фестиваля требуют не столько звезд в афише, сколько музыки смысла, хотя и в количестве известных исполнительских имен там нет недостатка. Россиянку Юлию Лежневу - всемирно признанную виртуозную певицу, специализирующуюся на музыке барокко и классицизма, пригласили на этот фестиваль впервые.

Геликон-опера завершила сезон "Борисом Годуновым" в Коломне

Ее ожидало партнерство юбиляра этого года - легендарного контратенора Макса Эмануэля Ценчича, с которым Юлии доводилось выступать многократно, в том числе участвовать в звукозаписях редких опер Генделя. Силы на этот раз распределились так, что виртуозные арии Иоганна Адольфа Хассе достались Ценчичу, отмечающему в этом году 35-летие своей творческой деятельности. Юлия же выбрала проникновенную молитвенный гимн - богородичный антифон Salve Regina Генделя. Во второй части оба солиста слились в знаменитой Stabat mater Перголези на текст средневековой секвенции "Стояла мать скорбящая" в сопровождении Придворной капеллы Мюнхена под управлением Рюдигера Лоттера. О творчестве 27-летний певицы сегодня без сомнений можно писать как об искусстве. За десять лет своей мировой карьеры она совершила феноменальный взлет, позволивший называть ее "русской Бартоли", о чем свидетельствуют несколько сольных дисков на Decca, записи опер Вивальди и Генделя, дуэтный диск с Филиппом Жарусски и многие другие. Последний диск Юлии открыл миру забытую, но фантастически прекрасную оперную музыку Карла Генриха Грауна, композитора, служившего при дворе Фридриха Великого.

Свет русской души этой рожденной в Южно-Сахалинске девушки с чертами героинь Рафаэля и Боттичелли изумляет и освещает сегодня Европу своими ангельскими колоратурами. Молитва Генделя "Славься Царица" прозвучала у нее с застывшей слезой в голосе, но неизбывная печаль сменилась нежно-лучезарными юбиляциями, вызвавшими за окном солнце на абсолютно хмуром небе. В Stabat mater сопрано и контратенор с их необычайно сливавшимися тембрами словно провели сеанс спасительно-катарсического гипноза: переполненный зал слушал их, не дыша, как единое соборное тело.

Классика Музыкальный театр