27.07.2017 19:40
Экономика

Изменились правила регистрации маломерных судов

Изменились правила регистрации маломерных судов
Текст:  Тимофей Борисов
Российская газета - Федеральный выпуск: №166 (7332)
Вступили в силу новые Правила государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Читать на сайте RG.RU

Теперь зарегистрировать маломерное судно можно где угодно, а не только там, где оно физически находится. Совсем иначе выглядит и судовой билет, выдаваемый частным собственникам. Об этих и других новшествах корреспонденту "РГ" рассказал главный государственный инспектор по маломерным судам, начальник Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России Николай Крючек.

Почему Петербург так и не научился зарабатывать на водном туризме

- Правилами и Административным регламентом внесены существенные изменения в процедуру регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Выделены отдельные процедуры, определены ответственные лица за каждый этап предоставления государственной услуги, установлен исчерпывающий перечень документов, который может быть истребован при любой из процедур, а также много других изменений, направленных на снижение административной ­нагрузки на граждан и упрощение проведения процедур и их открытости, - сообщил Николай Крючек.

Все нововведения, которые уже с этого года почувствуют на себе судовладельцы, утверждены приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340. Кроме того, вступил в силу и новый Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, утвержденный приказом МЧС России от 24.06.2016 № 339.

Именно снижением административной нагрузки на собственников маломерных судов продиктованы новшества. А это значит, что по идее регистрация частного судна должна стать проще.

В качестве одного из наиболее наглядных примеров в инспекции нам привели такой: если, скажем, москвич, купил себе где-то на побережье Черного моря, будь то Сочи или Крым, яхту, то ему теперь не придется ехать туда с целью перерегистрации. Отныне новому хозяину достаточно прийти в столичную инспекцию по маломерным судам МЧС России или же в инспекцию любого другого города, если, скажем, в Москве не устроят большие очереди, и зарегистрировать свое приобретение.

То есть теперь регистрация лодок стала такой же, как и регистрация личного автотранспорта.

Изменятся и свидетельства на все маломерные суда. Привычные книжечки безвозвратно ушли в прошлое. Новый документ выглядит как листок формата А-4, то есть примерно так же, как знакомый всем автомобильный ПТС. Документ будет один, а не так, как для автомобилей, где помимо ПТС существует и заламинированное маленькое свидетельство о регистрации. Но носить его с собой не придется. Достаточно при выезде на водную гладь иметь с собой копию этого документа. При этом там будет обозначение не только на русском, но и на английском языке, для того чтобы владельцу проще было выходить за границу, куда-то, скажем, в финские, норвежские или японские воды. Понятно, что владельцам "Казанок" и "Амуров", оснащенных моторами "Нептун" и "Вихрь", эти новшества не очень важны.

Но сейчас маломерные суда становятся все более и более современными, с серьезными парусами, моторами и навигационным оборудованием. Некоторые россияне даже круглогодично держат их в зарубежных портах. Им новшества, конечно, облегчат жизнь. При этом тем владельцам, у которых есть судовой билет старого образца - книжечкой, не нужно переделывать и получать новые документы.

Зарегистрировать катер, моторку или яхту можно там, где удобно владельцу

Также как не обязательным будет получение и перенабивание на бортах лодок новых идентификационных номеров. Хотя новыми правилами предусмотрена регистрация только с буквами, аналоги которых есть как в русском, так и в латинском алфавите. Это новшество также призвано облегчить судоходство в других странах.

Интересно также, что теперь даже по внутренним водам надо передвигаться под национальным флагом. Его необходимо набить на борту или прикрепить на рангоуте. Это не патриотическая мера. Она прописана Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Причем за отсутствие флага на борту предусмотрен даже штраф от 500 до 1000 рублей. Такой вид наказания определен ст. 11.8 КОАП за управление судном, не несущим бортовых номеров или обозначений.

Указанная норма распространяется на судоводителей, управляющих маломерными судами, зарегистрированными по новым правилам, когда требование о нанесении государственного флага Российской Федерации на борт судна стало обязательным.

Так что рыбаков на давно зарегистрированных "Казанках" и "Прогрессах" инспекторы во время проверок за отсутствие флага на борту наказывать не будут. Ограничатся предупреждением и напоминанием о необходимости наличия триколора.
Срок оказания государственной услуги в общем случае не может превышать трех рабочих дней.

В соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и вступившим в силу Административным регламентом предусмотрено, что ряд документов, необходимых для получения государственной услуги, получается органом, оказывающим государственную услугу, без участия заявителя. К таким документам относятся декларация на товар или таможенный приходный ордер, сведения об уплате заявителем государственной пошлины и выписка из ЕГРЮЛ, а также акт освидетельствования маломерного судна (заключение по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна).

Заявление на предоставление государственной услуги может быть подано с помощью портала госуслуг. Процедура подачи заявления и порядок взаимодействия с заявителем также установлены Административным регламентом.

Специалисты оценили яхтенную инфраструктуру в России

Административным регламентом предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в приеме документов либо в предоставлении государственной услуги.

Важным вопросом, который обязательно надо знать владельцам маломерных судов, служит и порядок оформления и регистрации права собственности на судно. Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации маломерные суда, подлежащие государственной регистрации, относятся, как это ни покажется странным, к категории недвижимого имущества. На самом деле это всего лишь с юридической точки зрения значит, что переход права собственности осуществляется только по заключению договора купли-продажи. А договор действует только при наличии акта приема-передачи при заключении сделки. И право собственности на судно наступает только в момент регистрации. Этого раньше в правилах прописано не было.

Теперь все четко и определенно. Тем же из судовладельцев, кто хочет сам лично ознакомиться с новыми правилами, сделать это легко. Все регламенты опубликованы, во-первых, в печатном виде и на сайте "Российской газеты", а также в разделе "документы" на официальном сайте госуслуг. Там же размещается информация о подразделениях ГИМС МЧС России, которые оказывают государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов. Сведения также могут быть получены с использованием официального сайта МЧС России в сети Интернет.

Водный транспорт МЧС