27.07.2017 07:21
Экономика

Работодатели УрФО выразили недовольство навыками выпускников

Лишь 45 процентов работодателей довольны навыками выпускников колледжей и вузов
Текст:  Наталия Швабауэр (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №164 (7330)
Производственники в регионах не вполне удовлетворены рынком труда.
Читать на сайте RG.RU

В опросе, который проводило Агентство стратегических инициатив (АСИ) в мае-июле 2017 года через государственную информсистему (ГИС) "Промышленность", участвовали 429 предприятий из 72 субъектов РФ, в том числе из 20 пилотных, где с 2016 года внедряется стандарт кадрового обеспечения промышленного роста.

- У исследования две цели. Во-первых, получить независимое мнение о состоянии рынка труда и качестве подготовки выпускников учебных заведений. Во-вторых, выяснить, насколько тесна связка на территории между индустриальным, образовательным и инвестиционным блоками, - поясняет Юлия Ханьжина, руководитель департамента кадрового обеспечения промышленного роста АСИ.

Что же показал опрос? Если в малом бизнесе остро не хватает инженеров, то крупный больше нуждается в рабочих 5-6 разряда. Также востребованы узкие технические специальности. В целом по обеим категориям уровень дефицита кадров практически на всех региональных рынках превышает 60 процентов.

На МАКСе предприятия ОПК обсудили планы на будущее

Подавляющее большинство предприятий ищет новых сотрудников через специализированные интернет-порталы или службу занятости. Также источником кадрового резерва являются производственные практики и стажировки.

И кто же приходит на практику? Люди, неплохо подкованные теоретически, но профаны с точки зрения навыков. Практическая подготовка выпускников учебных заведений устраивает всего 45 процентов работодателей, причем слушатели высшей школы, по их мнению, готовы к реальному производству хуже, чем учащиеся колледжей и техникумов. Более половины респондентов отмечает, что молодежь необходимо дотягивать до нужного уровня или переобучать. Особенно остро эта проблема стоит в машиностроении и ОПК. Хотя именно эти отрасли, наряду с энергетикой, больше всего вкладываются в материально-техническую базу образовательных организаций. Возможно, ситуация изменится, когда внесут изменения в Налоговый кодекс и работодатели получат возможность компенсировать затраты на закупку оборудования для колледжей. Во всяком случае такая тема в Госдуме поднималась.

Интересно, что с органами власти по кадровым вопросам взаимодействуют более половины опрошенных, но только 37 процентов удовлетворены этими контактами. В частности, бизнес называет утверждение контрольных цифр приема абитуриентов "игрой в одни ворота": заявки собираются, а итоги доводятся лишь до 46 процентов предприятий.

- Полной удовлетворенности не будет никогда. Цифры приема прогнозируются на основе массового спроса, а из 100 тысяч субъектов хозяйственной деятельности в нашем регионе, к примеру, активность проявляют в лучшем случае 15 тысяч. Плюс конфликт отраслей. Меж тем набор надо планировать так, чтобы не было в дальнейшем дисбаланса между продавцами, поварами, слесарями и т.п. на рынке труда, - пытался объясниться за всю систему образования Андрей Головнин, начальник управления развития трудовых ресурсов и профобразования минтруда Новосибирской области.

Более половины молодых специалистов приходится переобучать. Особенно остра эта проблема в машиностроении и ОПК

- Минобр должен менять мотивацию педсостава: сегодня школа заточена на выпуск ребят с высоким баллом по ЕГЭ. То есть в 9-м классе "выбрасывают" тех, кто обеспечить этот балл не способен. Если в СССР еще в школе человек проходил курсы профориентации, за два года получал профессию или понимал, что это не его призвание, то теперь поступают в ссузы необдуманно (в радиотехникум, по отзывам педагогов, сдают документы парни, которые и паяльника в руках не держали. - Прим. ред.), - парирует Алексей Дронов, управляющий директор завода в Первоуральске. - Образовательный стандарт требует от слесаря три компетенции, нам же надо 14, у технолога - 12. Если не повышать требования к практическим навыкам выпускников, кто будет управлять машинами на производстве, ведь их возможности конечны?

На "Иннопроме" назвали исчезающие профессии

Надо сказать, что УрФО по многим показателям отличается от других округов, причем в положительную сторону. В частности, Свердловская область возглавляет топ-5 по уровню удовлетворенности цифрами приема абитуриентов и софинансированию системы образования, Челябинская замыкает пятерку регионов, где бизнес максимально активен в выражении своей позиции, а тюменцы положительно оценили работу власти в вопросах кадрового обеспечения.

- Опрос мы не прекращаем, надеемся, что новые предприятия подключатся к нему, - подчеркивает Юлия Ханьжина. - Надо изучать все в динамике, на уровне региональных норм можно многое поменять.

К примеру, предлагается увеличить количество часов на производственную практику. А также набрать в регионе пул экспертов по узким специализациям и компетенциям будущего, допустим, по разработке шельфа. В перспективе на базе ГИС "Промышленность" минпромторг обещает создать банк вакансий и резюме, но пока эту роль могут выполнять региональные сайты.

Еще один вариант преодоления разрыва между теорией и практикой предложил Роберт Уразов, гендиректор Союза "Молодые профессионалы".  Демонстрационный экзамен по стандартам движения World Skills отчасти напоминает чемпионат, только задание не меняется и зрителей нет. Его сдали уже 14 124 человека, 20 предприятий подписали соглашения о признании результатов экзамена.

- Мы не ставили задачу максимального охвата, важно было выработать модель, рассчитать время, человеко-затраты. Если на чемпионате на каждого соревнующегося - один эксперт, то здесь на 14 тысяч учащихся - всего три тысячи экспертов, в том числе 200 внешних, из бизнеса, - поясняет Уразов. - Также в этом году мы планируем обучить 5000 мастеров по 70 современным компетенциям. Их тестовым заданием станет воспитание минимум двух участников чемпионата.

мнение

Сергей Свинин, заместитель гендиректора по персоналу ПАО "МЗиК":

- Исследование АСИ интересно, но оценка слишком уж  укрупненная. То же машиностроение очень разнообразно, у каждого сектора свой рынок. К тому же рынок труда в моногороде и городе, где 3-4 крупных предприятия, очень отличается. Нужно уточнять показатели, привлекая для этого объединения работодателей.

Почему такой разрыв между теорией и практикой? Потому что практических занятий по рабочим специальностям немного. И в целом среднее профобразование не учитывает особенности конкретных предприятий. Например, операторы станков с ЧПУ, токари, фрезеровщики после выпуска соответствуют второму классу, а в ОПК задачи на уровне 4-5 класса. Мы вынуждены любого доучивать, прежде чем дать ему зарабатывать. Это может занимать 4 -6 месяцев.

Как уменьшить процент неудовлетворенности работодателей? Я не сторонник жесткого регулирования. Наш завод, к примеру, находит общий язык с директорами ссузов в Екатеринбурге, помогает им сформировать линейку оборудования, в пяти учебных заведениях созданы центры, где ребята в формате выпускных экзаменов проходят независимую оценку квалификаций. За последние 3-5 лет ситуация в Свердловской области изменилась значительно. Раньше одни учили, другие работали и друг на друга смотрели если не с вызовом, то с каким-то ожиданием. Теперь препятствий для взаимодействия нет.

Занятость Образование Промышленность Екатеринбург Урал и Западная Сибирь