Наибольшее внимание политических обозревателей привлечено к фигуре уже бывшего министра иностранных дел Фумио Кисиды, который с 28 июля совмещал работу на своем посту с должностью главы минобороны. Дополнительную нагрузку он получил в связи с отставкой министра обороны Томоми Инады, которая была вынуждена покинуть министерство еще до перестановок в правительстве из-за связанных с ней скандалов.
Фумио Кисида возглавил политический совет правящей Либерально-демократической партии. Это значит, что в перспективе он рассчитывает побороться за премьерское кресло в случае ослабления позиций действующего руководителя правительства Синдзо Абэ.
Ранее местные СМИ указывали, что премьер Японии пытался уговорить Кисиду остаться в правительстве. Накануне в одной из столичных гостиниц политики провели двухчасовую неформальную встречу, обстоятельства которой так и не были обнародованы. Многие тогда посчитали, что Абэ смог найти аргументы и убедил своего визави остаться во главе МИД, но оказалось все несколько иначе. Фумио Кисида, которого прочат в преемники Абэ, собрался активно заняться продвижением собственной политической карьеры.
Руководителем японского внешнеполитического ведомства стал Таро Коно. Потомственный политик учился в США и имеет тесные связи с американским истеблишментом. Вместе с тем его дед Итиро Коно в 50-е годы прошлого века входил в качестве министра рыболовства, сельского и лесного хозяйства в состав кабинета премьера Итиро Хатоямы и принимал активное участие при подписании Советско-японской декларации в 1956 году. Это дает основание предполагать, что новый глава МИД Японии Таро Коно будет помогать продвижению курса Синдзо Абэ на сближение с Москвой.
В данной связи примечательно, что работу в новом кабинете продолжит министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко, который также отвечает в правительстве за развитие торговых связей с Россией. Газета "Майнити симбун" подчеркивает, что это свидетельствует о приоритетом значении, которое Синдзо Абэ сегодня уделяет российско-японскому взаимодействию. Напомним, что на начало сентября запланировала очередная встреча на высшем уровне между президентом РФ Владимиром Путиным и премьером Синдзо Абэ. Общение политиков пройдет во Владивостоке на площадке Восточного экономического форума (ВЭФ). Япония заинтересована в запуске совместной хозяйственной деятельности (СХД) на южных Курильских островах и рассчитывает в перспективе в том числе за счет этого урегулировать территориальные разногласия и заключить мирный договор с российской стороной.
Новым министром обороны стал Ицунори Онодэра, который в 2012-2014 годы уже занимал указанный пост. После невнятного периода руководства оборонным ведомством Томоми Инады министерство нуждалось в авторитетном и профессиональном лидере. Онодэра активно занимался военной проблематикой в парламенте и ратовал за повышение обороноспособности государства. Так, группа депутатов под его руководством в привязке к растущей угрозе со стороны КНДР изучала возможность приобретения Японией компонентов противоракетной обороны наземного базирования Aegis Ashore, а также выступала за принятие на вооружение Сил самообороны крылатых ракет.
В новом кабинете остаются политические тяжеловесы и ближайшие соратники Синдзо Абэ. Среди них вице-премьер и министр финансов Японии Таро Асо, а также генеральный секретарь кабмина Ёсихидэ Суга.
Перестановки в правительстве, как полагают японские политологи, нацелены на восстановление властью утраченного доверия в глазах населения. За последние несколько месяцев уровень поддержки кабинета упал с 50 почти до 30 процентов. Причиной послужили несколько скандалов, связанных с министром обороны Японии Томоми Инадой. Кроме того, оппозиция активно обвиняет самого Абэ в кумовстве и фаворитизме, который якобы помог своим друзьям получить серьезные преференции при строительстве и организации деятельности образовательных учреждений.