13.08.2017 22:46
Экономика

Исследование: К 2016 году доля женщин в бизнесе выросла на 54%

Во время кризиса женщины чаще мужчин открывают собственный бизнес
Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Федеральный выпуск: №179 (7345)
За последние десять лет число предпринимателей в России выросло вдвое. Малым и средним бизнесом теперь занимаются 11 процентов населения. К таким выводам пришли эксперты НИУ "Высшая школа экономики" Екатерина Александрова и Ольга Верховская.
Читать на сайте RG.RU

Они выяснили, что самым молодым предпринимателям только исполнилось 18 лет, а самым возрастным - 64 и более. Свыше 60 процентов устоявшихся предпринимателей - это люди в возрасте 35-54 лет. Среди начинающих доминирует молодежь от 25 до 34 лет (около 36 процентов) и увеличивается доля старшей возрастной группы (45-54 года).

Микрокредиторы начнут выдавать больше ссуд предпринимателям

Как отмечают исследователи, долгие годы среди российских бизнесменов пальму первенства удерживали мужчины. Это вполне объяснимо. Представителям сильной половины человечества, как отмечают исследователи, нравится самим отвечать за свои действия и не зависеть от начальства.

Однако и дамы, как выяснилось, тоже не сидели сложа руки. Поэтому к 2016 году их доля в бизнесе выросла на 54 процента, а доля мужчин - лишь на 19.

В кризисный период именно женщины чаще начинали собственное дело, в том числе и вынужденно, потому что не имели каких-то других источников доходов, - отмечают Екатерина Александрова и Ольга Верховская.

По их мнению, кризисные периоды стимулируют к началу собственного дела две, казалось бы, абсолютно разные категории населения: молодежь и людей старшего возраста. "Представители именно этих возрастных групп стали рассматривать для себя карьеру предпринимателя как предпочтительную альтернативу работы по найму", - комментируют исследователи.

"Мы выявили такой тренд: чем чаще мужчина меняет работу, тем скорее он начинает свой бизнес", - рассказывает доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елизавета Полухина.

В малом бизнесе важно найти партнера, который умеет просчитывать разные ситуации

Впрочем, многие респонденты придумали свой первый бизнес еще в школьные годы или, учась на первом курсе института, добавляет Полухина. Один молодой человек рассказывал, как ему в голову пришла идея заняться бизнесом по продаже воды. Произошло это на школьной ярмарке. Он скооперировался с товарищем, занял денег у родителей, купил газированную воду и стал продавать на ярмарке воду стаканчиками. По 5 рублей за стакан. Рентабельность составила 300 процентов".

По словам Полухиной, в малом и среднем бизнесе очень важно найти такого партнера, который умеет мыслить системно и просчитывать разные стратегии развития ситуации. Тогда точно не прогоришь.

Прямая речь

Дело за малым - надо помогать

О наиболее эффективных мерах поддержки малого и среднего бизнеса "РГ" рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Денис Валентинович, какая поддержка особенно популярна у предпринимателей?

Денис Мантуров: Конечно, финансовая. Но мы не банк, поэтому напрямую средства бизнесу не даем. Выделяем субсидии. Например, компенсируем процентную ставку по кредитам или часть стоимости оборудования. Даем субсидию на покупку специализированного инжинирингового программного обеспечения. Оно дорогое и не по карману большинству предприятий. А благодаря нашей субсидии за последние два года программное обеспечение приобрели более 300 предпринимателей. И смогли оказать услуги по проектированию, дизайну и инжинирингу на сумму около одного миллиарда рублей.

Знаю, вы сейчас особое внимание уделяете народным промыслам. Какие у них проблемы?

Денис Мантуров: Иностранцы с удовольствием везут из России хохломскую роспись, гжель, палехские миниатюры, жостовские подносы и павлопосадские платки. Кажется, что у этого бизнеса нет проблем со сбытом своей продукции. Но это не так. Аренда мест продажи стоит денег, как и продвижение, и охрана интеллектуальных прав. Мы помогаем им возместить расходы на энергоресурсы, сырье и материалы, транспортировку изделий, уплату процентов по кредитам для закупки оборудования.

Я вам рассказал всего о двух направлениях, а мы поддерживаем десятки. Главное, чтобы бизнес знал - инструменты поддержки работают. Часто помогаем конкретным проектам. Но это уже при помощи фондов развития промышленности (федерального и региональных). Они предоставляют займы бизнесу под 5 процентов годовых сроком до пяти лет на сумму от 20 до 100 миллионов рублей.

А технопарки оправдали себя? Не все в них верили.

В России разрешат регистрировать несовершеннолетних бизнесменов

Денис Мантуров: Они оказались хорошей подмогой бизнесу - и индустриальные парки, и технопарки.

Площадки полностью снимают с предпринимателей решение коммунальных, транспортных и технологических проблем. В 47 регионах действует уже 101 такая площадка, только в этом году открылись шесть новых. В этих технопарках работают свыше 146 тысяч человек.

Количество отечественных компаний в технопарках уже превышает две тысячи, "иностранцев" меньше - только 270. Зато из 27 стран, так что можно сказать, что наши промышленные площадки уже стали интернациональным инструментом поддержки.

В первую очередь каким отраслям требуются дополнительные инвестиции?

Денис Мантуров: Инвестиций в обрабатывающую промышленность все еще мало для роста. Особенно не хватает их в производстве высокотехнологичных комплектующих, оборудования и потребительских товаров.

Однако развивать нужно не конкретные отрасли, а межотраслевые комплексы. Так, добыча ресурсов влечет за собой разработку нефтегазового оборудования. И ориентироваться надо не только на замещение импорта, но и на продвижение экспорта. Направления, по которым мы можем это реально сделать, это передовые производственные технологии и материалы, энергетика и системы накопления энергии, транспорт и управление логистикой, системы информационной безопасности, технологии освоения Арктики и шельфа, современные средства диагностики и лечения, агро- и пищевые технологии.

Малый бизнес Минпромторг