Из выступления гособвинителя следует, что в материалах дела присутствуют данные об угрозе главе Роснефти Игорю Сечину со стороны Улюкаева, являвшегося членом правительства РФ. Дословно прокурор заявил, что "будучи поставленным последним в условия, при которых он вынужден передать взятку с целью предотвращения вредных последствий в интересах компании, согласился на незаконные требования Улюкаева".
В обвинительном заключении прокурор указал, что "пятнадцатого октября 2016 года, находясь в служебной командировке на саммите стран БРИКС, Улюкаев потребовал от Сечина взятку в сумме 2 миллиона долларов в качестве благодарности за дачу им положительного заключения на осуществление сделки по приобретению акций "Башнефти", угрожая в случае отказа препятствовать законным действиям "Роснефти" путем дачи отрицательных заключений по иным сделкам компании".
Согласно обвинительному заключению, изначально Улюкаев предлагал исключить "Роснефть" из возможных участников приватизации "Башнефти". В материалах дела поясняется, что из правительства России в Минэкономразвития поступило поручение о подготовке предложений, связанных с обращением нефтяной компании об участии в приватизации "Башнефти", однако Улюкаев 10 августа 2016 подписал и направил в кабмин доклад, в котором предложил исключить подконтрольные государству компании, в том числе "Роснефть", из возможных участников. Но позднее, отмечено в обвинительном заключении, министр направил доклад о целесообразности одобрения данной сделки.
После оглашения прокурором фабулы обвинительного заключения, Улюкаев заявил в суде, что в отношении него была совершена провокация, "организованная главой "Роснефти" Игорем Сечиным и бывшим начальником службы безопасности нефтяной компании Олегом Феоктистовым".
Суд продолжит рассматривать дело 1 сентября. Тогда гособвинение обещало вызвать в суд свидетелей обвинения.
Также сегодня стало известно, что суд отказался отправить материалы дела на доработку в прокуратуру, как требовала сторона защиты.
Пресс-секретарь компании "Роснефть" Михаил Леонтьев заявил, что воздержится от комментариев относительно слов экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева о том, что в отношении него была организована провокация взятки, основанная на показаниях руководителя нефтяной компании.
"Суд разберется. Суду представлены исчерпывающие материалы, касающиеся факта преступления, достаточные доказательства. С учетом того, что Улюкаев находится в сложном положении, мы не будем комментировать выбранный им способ защиты. Улюкаев сам требовал незаконного вознаграждения за исполнение своих служебных обязанностей, сам за ним приехал, и сам уехал с места встречи с деньгами", - сказал Леонтьев корреспонденту "РГ".
Улюкаев обвиняется по части 6 статьи 290 УК РФ - в получении взятки в особо крупном размере лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, с вымогательством взятки. Если его вина будет доказана, то бывшему министру грозит наказание в виде штрафа в размере от трех до пяти миллионов рублей или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового.
Экс-министр находится под домашним арестом в своей квартире на Минской улице в Москве. 29 ноября 2016 года суд наложил обеспечительный арест на десять земельных участков и жилой дом Улюкаева в Смоленской области, а 14 декабря - на денежные средства и монеты из драгоценных металлов на общую сумму около 500 млн рублей. Также на счетах в российских банках арестованы денежные средства Улюкаева на общую сумму более 1 млн долларов и 280 млн рублей. 8 августа суд продлил Улюкаеву домашний арест до 27 января 2018 года.
Фоторепортаж: Суд по делу Алексея Улюкаева