21.08.2017 14:30
Экономика

Материалы для строительства судов стали легче и прочней

Полимерные материалы находят применение
Текст:  Анна Чистякова (Архангельск)
Российская газета - Спецвыпуск: Армия №186 (7352)
В современном мире материалы для строительства судов становятся легче и прочней. Сейчас на первый план выходят полимерные композитные материалы.
Читать на сайте RG.RU
До конца 2022 года Тихоокеанский флот получит шесть новых подлодок

Об их свойствах корабелы могут говорить бесконечно. "Возможность сочетать в одном материале высокую прочность и химическую инертность, а также вибро-, звуко- и радиопоглощение объясняет выбор именно этого материала для изготовления различных видов военных кораблей и гражданских судов", - говорит гендиректор компании "Средне-Невский судостроительный завод" Владимир Середохо.

По его словам, главное преимущество композитов - не в снижении стоимости корабля, как может показаться на первый взгляд, а в том, что они дают существенную экономию при эксплуатации, в особенности по сравнению со сталью. Известно, что географические и климатические условия существенно влияют на эксплуатационные расходы кораблей и судов из стали. Чем выше температура и влажность, тем выше затраты на содержание.

Еще одно из важных преимуществ композитов - меньший по сравнению со сталью вес. Как объясняет Владимир Середохо, в результате при одинаковом тоннаже тратится меньше энергии на ход корабля, значит, могут применяться менее мощные энергоустановки, у которых ниже и расход топлива.

Преимущества композитов не столько в снижении стоимости изделия, сколько в экономии при эксплуатации

Сегодня суда из композитов строят по новым технологиям. Например, используют метод контактного формования, по которому армирующий материал укладывается вручную и пропитывается связующим. Еще один метод - RTM (Resin Transfer Moulding) и его модификации. При нем пропитка армирующего материала осуществляется за счет инжекции связующего под давлением.

Важно и то, что применение композитов в судостроении является одним из этапов выполнения программы импортозамещения. Отработка конструкционных материалов началась в рамках опытно-конструкторской работы. В результате взаимодействия с производителями, научными центрами (в том числе Крыловским центром) и заводом были получены аналоги зарубежных материалов, не уступающие им в качестве, а иногда даже и превосходящие их по своим характеристикам. Сейчас продолжается замена импортных композитных материалов на отечественные. Из основных конструкционных материалов уже внедрены в производство и применяются в строительстве мультиаксиальные ткани отечественного производства. Из вспомогательных материалов внедрены подающие трубки, разделительная ткань, герметизирующие жгуты, подающие порты, сетка для распределения смолы.

В течение 2017 года планируется при участии "Композитного кластера Санкт-Петербурга" и ОСК создать каталог судовых изделий, которые целесообразно производить из композитных материалов. А затем силами участников кластера и ОСК внедрить первые опытные партии в реальное судостроение. По мнению судостроителей, эта инициатива должна придать импульс развитию отечественной отрасли. Ряд новейших разработок будет внедрен в серийное производство. При успешной реализации проекта можно будет масштабировать его и на другие отрасли промышленности.

Промышленность Архангельск Северо-Запад