23.08.2017 18:07
Экономика

Ледокол "50 лет Победы" вернулся с Северного полюса в Мурманск

Текст:  Алексей Михайлов (Мурманск)
Читать на сайте RG.RU

Атомный ледокол "50 лет Победы" вернулся в Мурманск после исторического рейса на Северный полюс, посвященного 40-летнему юбилею покорения самой северной точки планеты советским атомоходом "Арктика".

Во время этого похода ледокол поставил рекорд скорости по преодолению расстояния от Мурманска до самой северной точки планеты.  За 79 часов он преодолел  более 2500 миль, что в два с лишним раза быстрее, чем атомоход "Арктика", который первым в истории надводного флота достиг Северного полюса в 1977 году.

Эксперты оценят потребность России в атомных суперледоколах

- Сначала на Северном полюсе было очень тепло, - поделились участники рейса. - Даже солнышко выглянуло. Но потом, под конец дня, резко похолодало, и фотографировать приходилось окоченевшими руками.

Ледокол доставил на Северный полюс внушительную делегацию представителей законодательной власти. В ее числе были члены комитета Госдумы по экономической политике Андрей Ветлужских и Денис Москвин, председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев. Был на борту и представитель Русской православной церкви - епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Тисленко). По словам законотворцев, сегодня есть достаточно возможностей для активного экономического развития Арктики, но при этом недостает государственной воли.

В ходе экспедиции обсуждался вопрос сдвига сроков строительства новых ледоколов. Напомним, сдача головного атомного ледокола ЛК-60Я "Арктика" была передвинута с 2017 года на май 2019-го. Два других ледокола - "Сибирь" и "Урал" - предполагается сдать осенью 2020 и 2021 года. Это критический вопрос для доставки потребителю ресурсов, добытых в арктической зоне.

Балтийский завод сообщил дату спуска на воду атомохода "Сибирь"

- Сроки хорошо согласуются со сроками реализации проекта "Ямал СПГ", - подчеркнул генеральный директор "Атомфлота" Вячеслав Рукша. - Осенью 2019 года планируется отправить из Сабетты первый газовоз со сжиженным природным газом на экспорт.

По его словам, программа социально-экономического развития Арктической зоны все же должна иметь более детальный характер. Необходимо четкое представление, какие ледокольные мощности потребуются для вывоза продукции, которая будет формироваться в арктической зоне.

- Вдоль побережья Арктики практически нет льдов, поэтому судоходство там очень возросло, - добавил капитан ледокола Дмитрий Лобусов. - Если раньше зимой мы за месяц проводили 10-20 пароходов, то сейчас за два месяца мы можем провести и 100 пароходов, как и в прошлом году. Могу сказать, что при таком развитии судоходства потребуется много ледоколов.

Справка "РГ"

Атомный ледокол "50 лет Победы" проекта 10521 является крупнейшим в мире. Он заложен 4 октября 1989 года под именем "Урал" и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Его достройка была приостановлена из-за прекращения финансирования. Строительство судна возобновили в 2003 году. Ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания 1 февраля 2007 года, а 11 апреля прибыл в постоянный порт приписки Мурманск. Атомоход способен преодолевать льды толщиной в 2,25 метра. От других ледоколов он отличается не только мощностью, но и особой формой корпуса - его носовая оконечность имеет ложкообразную форму, которая более эффективна при прохождении льдов.

Водный транспорт Наука Мурманск Северо-Запад