23.08.2017 18:13
Власть

Смольный перестал реагировать на электронные жалобы горожан

Городские чиновники отказываются принимать обращения горожан по электронной почте
Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №187 (7353)
Власти Петербурга окончательно перестали реагировать на обращения горожан по электронной почте - если раньше игнорировались только письма, поступившие через отдельные приложения, то теперь адреса с сайтов администраций и комитетов исчезли вообще. Хотите сообщить о разбитой дороге, стихийной свалке, подозрительных цифрах в квитанциях? Пользуйтесь сервисом "Интернет-приемная". Чиновники утверждают, что ушли от e-mail в интересах граждан, только вот сами петербуржцы считают, что такими действиями они не только закрываются от проблем, но и нарушают федеральный закон.
Читать на сайте RG.RU

Сообщения о том, что письма по электронной почте власти принимать отказываются, появились еще в конце 2015 года. "Электронный адрес, на который поступило письмо, не является официальным сайтом (официальным адресом электронной почты) для приема обращений в форме электронного документа", - первой такие сумбурные отписки, как ни странно, стала рассылать горожанам администрация губернатора Санкт-Петербурга. Следом такое же отношение постепенно переняли районные власти и городские комитеты. Теперь чиновники пошли еще дальше и решили вовсе убрать с сайтов официальные электронные адреса, куда можно было бы написать. Мало того, что это поставило в тупик петербуржцев, так еще и фактически заблокировало уже налаженную работу общественных организаций.

Губернатор Петербурга уволил чиновника за ремонт в фотошопе

Так, например, очень востребованными были сервисы "Красивого Петербурга" - обращения горожане отправляли и через сайт, и через специальное приложение. За почти пять лет работы общественников властям было направлено более 111 тысяч писем. Примерно треть из озвученных петербуржцами проблем были решены.

- Чиновникам проще не видеть проблем, чем решать их. В отчете главы Приморского района, например, упоминается, что количество жалоб от горожан снизилось на 15-17 процентов по сравнению с предыдущим годом. Но снижение произошло вовсе не от того, что администрация района провела хорошую работу над проблемными ситуациями. Это как раз результат отказа властей принимать электронные обращения, - комментирует координатор "Красивого Петербурга" Роман Шайхайдаров.

Сейчас же воспользоваться можно только электронной приемной на сайте интересующего вас района или комитета. А она, по словам петербуржцев, менее удобна. Если в приложениях текст и адрес получателя появлялись автоматически, их стоило только подкорректировать в зависимости от темы письма, то теперь нужно вводить массу данных, текст набирать вручную, а прикрепить можно только одно фото. Еще жалобы принимают через портал Смольного "Наш Санкт-Петербург", но там обращения, на которые стоит среагировать, отбирает модератор, и часть из них, понятное дело, остаются незамеченными. Кроме того, сервис не работает по федеральному закону об обращениях, а значит, и сроки ответа - положенные 30 дней - могут безнаказанно срываться.

За разъяснениями корреспондент "РГ" обратилась в администрацию Невского района - он один из первых перестал принимать электронные письма. Там ссылаются на внутренний регламент. Именно в нем закреплено, что обращения должны направляться гражданами исключительно через электронную приемную, а цель этого - обеспечение защиты сведений, касающихся частной жизни заявителя, при обработке его персональных данных.

- В целях исключения массового поступления обращений с сайтов-посредников, необходимо организовать работу с использованием информационных ресурсов на официальных сайтах государственных органов, а не получать корреспонденцию через адреса электронной почты. Меры по переходу на электронную приемную обеспечивают единообразие в работе органов власти, - подчеркнул глава района Алексей Гульчук.

Впрочем, юристы готовы с ним поспорить. Отказываясь рассматривать обращения по e-mail, подчеркивают они, чиновники ставят внутренние регламенты выше федерального закона - а в нем никакого уточнения об электронной приемной нет.

Смольный оригинально "сэкономил" на дорожной разметке

- Внутренний регламент ограничивает права граждан, прописанные в федеральном законе N59-ФЗ. Но местные акты не могут устанавливать дополнительных ограничений в реализации прав, гарантированных федеральным законом. Сейчас возникает противоречие, - поясняет специалист правозащитного объединения юристов "Команда 29" Анна Фомина.

Что же касается распространения данных пользователей, общественники утверждают, что никакой информации они не видят, ведь их приложения - всего лишь удобная форма отправки письма, а уходит оно так или иначе с адреса отправителя.

Сейчас добиться возможности писать властям по электронной почте петербуржцы пытаются через суд. Уже прошло несколько заседаний, судились как раз с Невским районом. В итоге хоть судья и выразила недоумение происходящим, отметив, что сам Приморский суд, несмотря на наличие электронной приемной, принимает обращения граждан в любой форме, в том числе по e-mail, и не испытывает никаких проблем, но действия администрация признала законными. Горожане с таким решением не согласны и намерены его оспорить, как и сам внутренний регламент правительства.

P. S.

По последней информации, заседание с 22 августа перенесли на 21 сентября. Причина - администрации не предоставили необходимые для разбирательства документы.

Регионы Санкт-Петербург Северо-Запад