Вероятно, таким образом некое должностное лицо решило нейтрализовать слух "в зародыше". В основе была его ссылка на сотрудницу силовой структуры, которая в детсаду поделилась с другой мамой служебной тайной. И вот пользователи одной из соцсетей "тайну" стали репостить, предупреждая: "Берегите своих чад, никуда из дома не выходите".
Домыслы появились сразу после резонансного преступления в Сургуте, где местный житель ранил ножом нескольких прохожих. Тут либо кто-то по глупости стал делиться липовой новостью, либо намеренно, чтобы посеять панику, создать атмосферу страха. Кому она выгодна, объяснять излишне.
В городской администрации корреспонденту "РГ" дали понять: инициатива разместить на портале опровержение (оно, к слову, без подписи) исходит не от чиновников, а от правоохранителей. Ведь именно на них ссылаются распространители слуха о грядущих терактах. Однако региональные управления силовых структур отказываются комментировать ситуацию.
Зато активно комментируют его на диалоговых интернет-площадках горожане. Некоторые недоумевают: отчего бы какому-нибудь генералу по телевидению не объяснить людям, что происходит? Некоторые, "порывшись" в своей памяти, утверждают: аналогичный фейк был "внедрен" в социальные сети еще в позапрошлом году.
Полковник ФСБ в отставке Александр Петрушин убежден: в таких случаях продуктивнее идти на опережение - развенчивать провокационные слухи, нежели не замечать их, выходить на большую аудиторию.
В свое время Петрушин возглавлял отдел службы безопасности по Ханты-Мансийскому округу. Когда в 1996-м чеченские боевики прорвались с заложниками через Первомайское, их действия вдохновили одного жителя Югры. Тот, угрожая пистолетом, захватил под Сургутом вахтовый автобус с нефтяниками, приказал следовать в аэропорт, затем потребовал борт для вылета за границу. Бандита ликвидировал снайпер.
- Была дискуссия, рассказывать ли северянам о ЧП. Утаивать- значит множить слухи, один другого страшнее, нелепее. Созвонился с собкором Первого канала в Тюмени: "Делаем репортаж!". Тем самым, подчеркивает офицер, мы разрядили общественное напряжение, вызванное дефицитом объективной информации.
Другой вопрос. Допустим, известен первоноситель общественно опасной дезинформации. Его можно наказать?
- По отечественному уголовному праву никак, - говорит "РГ" юрист Андрей Стожок. - Вот в Уголовном кодексе Казахстана за такое деяние с использованием информационно-коммуникационных сетей предусмотрено лишение свободы до 5 лет. Следует ли нам ориентироваться на соседа?