Александр Григорьевич, почему именно сейчас принято решение о создании такого центра? Ведь заболевания легких, опасные недуги верхних и нижних дыхательных путей всегда были лидирующей причиной, заставляющей нас обращаться к врачам. Но обходились без респираторных центров. Что-то изменилось?
Александр Чучалин: Не просто изменилось - изменилось кардинально. И вот почему. Появились новые методы и диагностики, и лечения, и профилактики. Игнорировать их недопустимо. Ими нельзя не воспользоваться. Но они должны существовать не сами по себе. Они должны быть доступны. И не только в созданном нами центре. Мы - главное учреждение в этой области. Но наши филиалы открыты в Красноярске, Владивостоке, Барнауле, Екатеринбурге, Челябинске, Санкт-Петербурге. Наш центр координирует и внедряет современные методы лечения заболеваний легких, верхних дыхательных путей. Это пример инновационного подхода организации борьбы с тяжелейшими недугами.
Есть и другие причины. Прежде всего, неуклонный рост числа страдающих пневмонией, бронхиальной астмой, хронической эмфиземой легких и, наконец, раком легкого. Кроме того, в лидеры рвутся генетические заболевания этих органов: муковисцидоз, лимфоангиоленомитоз... Минздрав РФ сообщил, что россияне стали реже оформлять больничные листы. Так, в 2016 году было выдано 19,53 млн листов нетрудоспособности. Но из тех больничных листов, которые выданы, 40,3% связаны с болезнями органов дыхания: ОРВИ, пневмонией, гриппом.
Почему? Виновата окружающая среда, которая все грязнее? Виноваты папиросы? Алкогольные возлияния?.. Что? Хуже стали жить? Ведь подобное происходит не только в нашей стране. Это же глобальная тенденция?
Александр Чучалин: Многие болезни органов дыхания экологически обусловлены. Среди агрессивных факторов на первое место выходят табакокурение, вирусные, инфекционные заболевания, промышленные выбросы в атмосферу. Россия в последние годы пережила несколько экологических катастроф: дымили торфяники, каждый год горят леса. А дым, который образуется в процессе горения, проходит дыхательные пути человека и вызывает химические ожоги. В результате у человека развивается воспаление легких, формируется хронический бронхит, бронхиальная астма, эмфизема легких и другие тяжелые болезни, в том числе и рак.
Сейчас количество больных пневмонией - 30-40 человек на десять тысяч населения. В России пневмонию каждый год переносят более полутора миллионов человек. И к великому сожалению, диагноз в таких случаях ставят с большим опозданием. Потому и результаты лечения оставляют желать...
Картина неутешительная. Но, согласитесь, никогда ранее не было в арсенале медиков таких мощных средств, как сейчас.
Александр Чучалин: Я хочу сказать не столько о средствах, сколько о наших безуспешных призывах пройти профилактические прививки. Да, безусловно, важен здоровый образ жизни. Да, надо отказаться от курения, других вредных привычек. Телевидение, радио, пресса устами специалистов настойчиво советуют вакцинироваться против гриппа, против пневмококка. Нас не слышат.
И даже в периоды риска, например, в преддверии того же гриппа снова и снова зазываем людей на профилактические прививки. Порой безуспешно...
Александр Чучалин: Это наш российский менталитет. Это наша медицинская необразованность. И, если угодно, некоторое недоверие к медицине.
Кто в этом виноват?
Александр Чучалин: Тут обоюдная вина: и нас, медиков, и вас, пациентов. Между прочим, в нынешнем году исполняется 150 лет со дня рождения писателя и врача Викентия Вересаева (Смидовича). Так вот, в "Записках врача" он поднял эту тему, говорил о перспективности применения вакцин. Очень бы хотелось, чтобы нынешние противники вакцинации, а их, к сожалению, немало, читали хотя бы русскую классику. Это было бы на пользу здоровью. Приведу такой пример. Исследовали иммунный статус жителей Барнаула. Выяснилось, что у большинства жителей резко снижен иммунный ответ на инфекцию. Не стану сейчас говорить о причинах этого явления. Скажу о том, что поднять этот статус можно только с помощью вакцинации.
Сами барнаульцы об этом знают?
Александр Чучалин: Это пока данные научных исследований, и сами жители об этом не знают.
А надо, чтобы знали? Или чем меньше знаешь, тем крепче спишь?
Александр Чучалин: Надо! И международные рекомендации, поддержанные экспертами ВОЗ, об этом постоянно напоминают. Но чиновники от медицины считают, что такое просвещение не по карману. И переломить эту ситуацию сложно. Хотя, если как следует все рассчитать, то становится очевидным: просвещение себя оправдывает. В том числе и с экономической точки зрения. Один пример. Из десяти молодых людей, которых призывают в армию, в первые три месяца пневмонию перенесут пять-шесть новобранцев. Министерство здравоохранения Казахстана внедрило вакцинопрофилактику призывников и решило эту проблему.
Вот так просто?
Александр Чучалин: Все гениальное просто.
Уж раз речь о гениальном, то никак нельзя обойти набирающую силу трансплантацию легких. Гениальное решение проблемы тяжелых легочных заболеваний?
Александр Чучалин: Прежде всего хочу сказать, что наш проект носит имя основоположника мировой трансплантологии Владимира Петровича Демихова. Западные коллеги называют его гением медицины ХХ века. Так что можно говорить, что трансплантации легких - на уровне гениальности. Первую трансплантацию мы сделали десять лет назад. Нашей пациенткой была врач гинеколог-эндокринолог. Мы вместе учились во Втором медицинском университете Москвы.
Значит, первая пересадка была по блату?
Александр Чучалин: Ничего себе блат! У Натальи Борисовны Смирновой была тяжелейшая эмфизема легких. Она была прикована к постели. А было ей всего 52 года. У нее не было шансов жить. А у нас не было шансов на ошибку. Риск был. Не отрицаю. Первый всегда рискует. Но бригада сработала блестяще. Наталья Борисовна прожила почти десять лет, побывала почти во всех европейских столицах, стала счастливой бабушкой. То есть жила на всю катушку. Теперь подобные операции, можно сказать, на потоке. Мы работаем вместе со специалистами НИИ имени Склифосовского.
Пересадка любых органов - всегда зависима от наличия или неналичия донорских органов. Потому столь притягательны сообщения о выращивании органов, о создании искусственных, о работе по созданию синтетических легких...
Александр Чучалин: Не исключено, что биоинженерные легкие в будущем дадут шанс на выживание тем, у кого пока шансов нет. Это, действительно, прорыв.
Спустимся с высот. Сейчас в пору активизации борьбы с курением растет число приверженцев электронных сигарет. Якобы они не только помогают отказаться от курения, но и спасают от всех зол употребления табака, от табачного дыма.
Александр Чучалин: Это опаснейшее, вредное заблуждение! Электронные сигареты - зло! И если вы не хотите сократить свою жизнь на 15-20 лет, бросайте электронные сигареты. Я повторюсь. Надо терпеливо заниматься образованием общества. Не только врач, но и пациент должен ответственно относиться к своему здоровью. Ведь проблемы с самочувствием начинаются задолго до того, как человек в немощи обращается к врачу. Болезнь подспудно может длиться 20-25 лет. Потому каждый вовремя должен задуматься, каким он хочет быть в 50-60 лет: задыхаться или жить полноценно.
Для этого, наверное, государственные программы по здоровому образу жизни должны быть не благим пожеланием, а действенным средством.
Александр Чучалин: Безусловно.
Александр Григорьевич, в 2003 году вы стали первым в России врачом, которому была присуждена премия "Золотой Гиппократ".
Александр Чучалин: Для меня эта награда особенно ценна, потому что клятва Гиппократа, которую многие считают устаревшей, для меня по-прежнему главная жизненная заповедь. Не навреди! Помоги!