Грымов в рамках фестиваля "Кинограф" представил своих "Трех сестер", а Говорухин рассказал о "Конце прекрасной эпохи".
По Чехову, да не совсем
Полдень. На дворе солнечно, весело. В саду накрывают стол для завтрака. День рождения Ирины. Звучат Pink Floyd и "Машина времени", сушится на веревке белье и нанизываются на шампуры шашлыки. Невольно вспоминается опера "Евгений Онегин" - в имении Лариных варят варенье. Ирина тем временем расписывается за доставку осетинского пирога от земской управы...
События, описываемые в известной пьесе, перенесены в наши дни, а герои, у Чехова едва вступающие в жизнь, у Грымова давно перешагнули время расцвета оной.
Афиша тоже уводит от классика: на ней знакомые лица, заменившие иконы битлов в обложке их альбома "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера".
- Вы использовали известный оригинал с посылом When I.m sixty-four? - спрашиваю режиссера.
- Фильм посвящен людям, которым сегодня "шестьдесят плюс", которые слушали "Битлз" и "Пинк Флойд". В кадре - наши современники, но на 98 процентов это Чехов.
- А на два оставшихся? Простите, кто писал сценарий?
- Ольга Михайлова. И это - истинная микрохирургия глаза. Зрители уверены, что все здесь до последней буквы написал Чехов. За исключением слова "Интернет", конечно. Это очень тонкая работа! Гораздо легче одеть актеров в джинсы, поменять пол и сообщить всем и вся, что вот оно, модное. А подойти бережно, попытаться понять, чем могут сегодня жить герои, все эти вершинины, тузенбахи и соленые, собрать потрясающий ансамбль актеров...
По словам Юрия Грымова, его "Сестры" - не переделка, а интерпретация, взгляд на людей, которых он знает по своим родителям и знакомым: это абсолютно исчезающий вид человека - нестяжателя, интеллигента.
- А главное - то, что играет Ира Мазуркевич (народная артистка России, выпускница Горьковского театрального училища. - Прим. ред.). Что без любви жить нельзя. Нельзя жить без любви! Неважно, сколько лет девушке - двадцать или шестьдесят, - заключил режиссер. - Но у меня нет никаких иллюзий по поводу проката: Чехов, "Три сестры" - да кому это надо?
В Удмуртии нет кинематографа
Станислав Говорухин считает, что в Удмуртии отсутствует кинематограф.
- Что я могу знать об удмуртском кинематографе? Пока его здесь нет, - без обиняков заявил он. - Но сегодня появился такой феномен, как якутский кинематограф. Об этих ребятах пишут, они участвуют в кинофестивалях. Мне кажется, что это хорошее начало. Надо развивать региональный кинематограф, и не только документальное кино. Необходимо снимать и игровые картины или пытаться по крайней мере.
Говорухин отметил, что для этого иногда совсем не нужны большие средства - талантливые люди снимают кино даже на телефоны. По его словам, важно начать.
Также Станислав Говорухин прокомментировал идею снять фильм к 100-летию со дня рождения Михаила Калашникова в 2019 году.
- В основе кино - драматургия и хороший литературный материал. Чтобы он получился, не обязательно жить близко к Москве или Санкт-Петербургу. Появится литература - появится и кино, - подытожил режиссер.
Что касается планов, то Станислав Говорухин заявил о завершении карьеры. По его мнению, пик творческого пути он уже прошел.
- Я до сих пор считаю, что лучшая картина - "Конец прекрасной эпохи". Более того, я решил больше вообще ничего не снимать, потому что мне кажется: лучше уже не сделаю, - сказал Говорухин.
Между тем
На официальном сайте театра "Модерн" (худрук - Юрий Грымов) опубликовано интервью режиссера, где он предлагает реально оценить ситуацию, в которой находится российский кинематограф. Цитата: "Необходимость реформ назрела давно. Под этим я подразумеваю полный пересмотр отношения Министерства культуры к отрасли. Люди, которые сегодня говорят об успехе наших картин, как правило, называют одну-две ленты. Но пара фильмов - это не индустрия. Это не мой любимый советский кинематограф, у которого были свое лицо, зритель и уважение во всем мире".