06.09.2017 19:40
Общество

Анатолий Кучерена: Родители обязаны исключить доступ детей к оружию

Анатолий Кучерена - о том, почему дети берут в руки оружие
Текст:  Анатолий Кучерена (заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор)
Российская газета - Федеральный выпуск: №200 (7366)
История, случившаяся в подмосковной Ивантеевке, страшная и трагическая. Мы привыкли видеть репортажи из США, где школьники и студенты, вооружившись до зубов, открывают стрельбу по своим учителям и одноклассникам. Но в последнее время похожие трагедии все чаще происходят и у нас, в России. По-моему, настало время задуматься, почему не свойственные ранее нашему обществу проблемы пришли к нам. И что взрослым надо сделать, чтобы дети не искали выхода из трудной ситуации с помощью оружия.
Читать на сайте RG.RU

Чем объяснить тот психологический срыв, который произошел у школьника из 9 "А" Михаила ( фамилию называть не буду)? Как говорится, чужая душа - потемки, и, возможно, настоящей причины никто никогда не узнает. Но все же позволю себе высказать некоторые предположения, которые мне кажутся вполне логичными.

Устроивший стрельбу школьник прошел психиатрическую экспертизу

Несколько лет назад на Михаила напали подростки на улице и сняли с него обувь. По имеющейся у меня информации, отец с Михаилом практически не общался. Мальчик пришел домой к маме, чтобы поделиться своей бедой, но она не придала значения инциденту. Скорее всего, именно тогда произошел надлом психики ребенка, который начал познавать мир и столкнулся с большой несправедливостью. Такое порой не забывается всю жизнь.

Возможно, Михаил начал задавать себе вопросы: "Почему это произошло? В чем я виноват, раз это случилось со мной? Как мне себя вести? Как поступать теперь?"

И он не смог найти на них ответы, после чего замкнулся в себе и стал искать выход. Как оказалось, он нашел самый худший из всех возможных - на насилие ответил насилием в отношении ни в чем не повинных людей.

Опять же допустимо предположить, что до него дошла информация о том, что предпринимают в подобных случаях его американские сверстники, и он решил, что это "круто". В таком возрасте подростки еще не до конца осознают ценность человеческой жизни. Массовый "шутинг" кажется им каким-то подобием компьютерной игры.

Возможно, родители смогли бы помочь Михаилу, если бы серьезно обратили внимание на случившееся. Им надо было разобраться, почему напали на их ребенка и как это все происходило. И вместе с ним выработать дальнейшую линию поведения.

Опубликовано видео первых минут после стрельбы в подмосковной школе

Какую именно? Какой-то универсальный рецепт дать невозможно: в каждом подобном случае необходим индивидуальный подход. В принципе, конечно, оставлять без реакции противоправные поступки не следует. Однако далеко не факт, что запоздалое обращение в полицию принесло бы какие-то результаты. Важнейшая обязанность родителей - сделать так, чтобы их сын рос сильным и ловким, занимался спортом и умел за себя постоять. Хотя, конечно, от природы это не всякому дано. Но в любом случае у подростка должны быть настоящие друзья, всегда готовые вступиться за него. Если таковых нет - это серьезный повод для беспокойства.

Бывает и так, что изменить ситуацию невозможно, и тогда нам приходится менять свое отношение к ней. Родители должны объяснять своим детям, что сколь бы сильной ни была горечь обиды от того или иного события, жизнь на этом не заканчивается: в ней наверняка будут и победы, и радости, и ощущение торжества.

Важнейшая обязанность родителей - исключить доступ детей к оружию, если таковое в доме имеется, пусть даже оно "всего лишь" травматическое или пневматическое.

СК изучит круг общения и окружение "ивантеевского стрелка"

И все же я бы не стал возлагать всю ответственность только на родителей. Значительную часть своего времени ребенок проводит в школе. Долг учителей - не просто сообщать детям ту или иную информацию, но и быть воспитателями и, если угодно, психологами. Если ребенок замкнут в себе, перестает общаться с одноклассниками, теряет интерес к учебе - учитель должен обратить на это самое пристальное внимание. Но так бывает далеко не всегда. Один из моих доверителей рассказывал мне, как на протяжении девяти лет учебы в школе (он почему-то сразу пошел во второй класс), он ежедневно размышлял о том, чтобы совершить самоубийство, поскольку был совершенно одинок и подвергался насмешкам со стороны одноклассников. И ни один учитель не обратил ни малейшего внимания на его поведение; они лишь отчитывали его за нерадение в учебе. Трудно даже понять, как он вообще выжил в такой среде и стал приличным человеком.

Мне возразят: за работу психолога учителям не платят. Однако, как ни банально это повторять, учитель - и в самом деле призвание. И если у педагога не хватает ни желания, ни умения, чтобы "заглянуть в душу" подростку, быть может, ему и в самом деле имеет смысл поискать менее "жертвенную" профессию?

Подросток устроил стрельбу в подмосковной школе
Семья и дети