Этому решению предшествовали суды, служебные проверки и экспертизы. Начнем с того, что в декабре 2014 года в Нальчике произошло резонансное преступление. В одном из местных кафе подполковник полиции Заур Куршаев из табельного оружия убил своего коллегу, инспектора ГИБДД, майора Анзора Загаштокова. Следствие установило, что они поссорились из-за девушки. Это уголовное дело рассматривала Толпарова. И хотя убийца не отрицал своей вины, целый год понадобился ей, чтобы вынести приговор. В приговоре она признала Куршаева виновным и назначила семь с половиной лет заключения.
Адвокаты осужденного подали жалобу на такое решение, указав, что приговор в отношении подзащитного доверителя подменили. По утверждению адвоката, на заседании Толпарова зачитала один текст итогового документа суда, а в изготовленной позже письменной версии решения появилось еще 800 новых слов. Доказывая свою позицию, она предоставила диктофонную запись с мобильного телефона. Это явилось основанием для того, чтобы весной этого года Верховный суд республики признал факт подмены приговора, отменил решение Толпаровой и отправил дело Куршаева на новое рассмотрение обратно в первую инстанцию. А в адрес судьи было вынесено частное определение.
После этого председатель Верховного суда Кабардино-Балкарии попросил ККС лишить Толпарову полномочий. Причем в этом ходатайстве было указано, что судья провинилась не однажды. В июне 2016 года Толпарова признала виновным тяжелобольного пенсионера в приготовлении к сбыту наркотиков, приговорив к 7 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Однако сама же судья и приостановила исполнение приговора. Она вдруг озаботилась состоянием здоровья пенсионера, попросив провести его обследование, так как его заболевания могли попадать в перечень тех болезней, которые освобождают осужденного от отбывания наказания. Но апелляционная инстанция решила, что у Толпаровой не было полномочий для вынесения такого решения.
Что касается аудиозаписи адвокатов, сделанной на суде по делу об убийстве полицейского, то на рассмотрении в республиканской ККС Толпарова не настаивала на ее экспертизе. А в Верховном суде РФ она настоятельно попросила проверить запись "на предмет монтажа".
Если экспертиза установит, что на аудиозаписи голос Толпаровой, то ее положение может только ухудшиться. Специалисты считают, что за служебный подлог против бывшей судьи может быть возбуждено уголовное дело. Решение по жалобе будет вынесено через три месяца.