В первую очередь документ уточняет правила прохода пассажиров в метро. Сейчас они требуют тотального досмотра всех, кто входит в подземку, но в час пик провести такой досмотр сложно, если не невозможно. Минтранс решил воспользоваться опытом Москвы при корректировке документа. В столице идет выборочный досмотр при входе в метро. Проект приказа закрепляет основания досмотра.
Во-первых, он коснется только лиц, которые ведут себя подозрительно. Этим должны заниматься специалисты, знающие тонкости профайлинга, отмечает генеральный директор Российского информационного агентства "Индустрия безопасности" Сергей Груздь. Во-вторых, досмотреть могут тех, на кого отреагировали рамки металлообнаружителя.
Еще один пункт проекта приказа требует повсеместно допускать пассажира по билету и паспорту в так называемую зону транспортной безопасности. Такая практика сейчас существует при посадке на скоростной поезд "Сапсан" и еще в авиации.
Изменения означают, что и на другом транспорте можно будет вводить "чистые зоны", куда еще до посадки пассажир попадает после предварительной проверки документов и досмотра и куда могут не пустить провожающих.
Чтобы у пассажиров не возникали лишние сложности при досмотре того, что не запрещено к провозу, но является каким-либо химическим веществом, которое может вызывать подозрения, проект приказа министерства транспорта прописывает, что это вещество должно быть в упаковке, снабженной сопроводительной информацией.
"Ранее на владельцев транспортной инфраструктуры была возложена обязанность осуществлять досмотр различного рода реагентов, - объясняет Сергей Груздь. - Возникал вопрос, а как технически это исполнить - вскрывать упаковки, проводить анализы? Но для этого нужны специальная подготовка и оборудование".
Минтранс решил внести ясность в данный пункт требований. Те, кто проводит досмотр, при обнаружении "химического" багажа должны убедиться в целостности заводской упаковки и наличии правильно оформленных сопроводительных документов. Таким образом, перевозка реагентов во вскрытой или внештатной упаковке не допускается. При этом перечень опасных и воспламеняющихся веществ, которые запрещены в транспорте, не изменяются. Если они будут обнаружены у пассажира, служба досмотра имеет право изъять их.
Минтранс предлагает поставить точку в споре - можно ли пропускать на поезд, самолет, автобус и в круиз пассажира с билетом на латинице и паспортом на кириллице. Формально сейчас билет на латинице и паспорт на русском языке можно считать не соответствующими друг другу, пояснил Груздь. По международным правилам перевозочные документы выписываются многими системами бронирования на латинице, при этом пассажир, покупая билет, сам "переводит" свою фамилию и имя. Встречаются фамилии, где при написании кириллицей и латиницей возникает несоответствие, и некие эксперты посчитали, что можно подменить фамилию при ее "переводе".
Подготовленные минтрансом изменения предусматривают возможность идентификации пассажира по билету на латинице и паспорту на кириллице. А если разночтения в транслитерации слишком велики, то такого пассажира могут не пропустить на транспорт и передать правоохранителям.