07.09.2017 18:20
Общество

Пушкинским учителям рассказали о ловле жемчуга

Текст:  Елена Новоселова
"Посмотрите на фасад: там каллиграфическим почерком выведено название нашего института. Но скоро умение писать красиво, как и говорить красиво, станет привилегией элиты", - ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая, читая лекцию пушкинским учителям, постоянно держала слушателей в тонусе необычными и даже пугающими прогнозами. Впрочем, испугать опытных русистов, лауреатов XVII Международный конкурса "Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?", который проводит "Российская газета" совместно с правительством Москвы при поддержке Россотрудничества, трудно.
Читать на сайте RG.RU

Они легко воспринимают новое в своей профессии, не отказываясь при этом и от незыблемых ценностей. Со стажировки в Институте Пушкина, профильного для пушкинских учителей зарубежья, началась заключительная и самая приятная часть нашего конкурса. Учителя расположились в уютных креслах институтского конференц-зала. На стенах - огромные мониторы с названием лекции ректора - "Современные тенденции в образовании".

Лучшие учителя из-за рубежа приедут на День города в Москву

Маргарита Русецкая говорит о новой концепции российских ученых-русистов, которую недавно с интересом и пониманием приняли на международном конгрессе по семиотике. Ее суть в том, что дисплейная коммуникация, которую осваивают современные дети уже в восьмимесячном возрасте, - это новая знаковая система. Новое явление, и его нужно принять и постараться изучить. "Ребенок уже в таком раннем возрасте технически готов к чтению и письму! Но у него нет речевого опыта. Если предыдущие поколения шли от письменного восприятия к дисплейному, сейчас все наоборот. И перед учеными стоит срочная задача описать способности современных детей, ведь за последние два десятка лет вокруг нас столько изменений, что это не могло не повлиять на умственные, психические и другие способности наших детей", - сказала Русецкая.

На этом месте лекции кто-то сзади грустно вздыхает. Ректор это слышит и реагирует: "Да. У них клиповое мышление. Да, не могут по долгу сосредоточиться на чем-то. Вот поэтому я и говорю, что нельзя этих детей мерить теми же линейками, что и 50 лет назад. Так и получается, что у нас каждый второй или с изъянами развития, или с одаренностью!"

Пушкинские учителя еще больше оживились, когда речь пошла о чтении. Маргарита Русецкая сообщила об исследованиях института на тему, как современный школьник воспринимает классические учебники. Оказывается, большая часть пособий "не отвечает особенностям современных ребят", для них текст - слишком сжат, шрифт неприятен. Не устраивают "новых" школьников и картинки в реалистическом стиле, где лисы похожи на лис, а коты на котов. Лучше, по мнению исследователей, ученик 21 века воспринимает пиктограммы, стилизованные яркие картинки на белом фоне, без пейзажных излишеств.

Минобрнауки исключит из учебников русского языка некоторые заимствования

Современные дети - читают много, с этим никто из присутствующих спорить не стал. Но, как считает Русецкая, не всегда в основе этого чтения лежит "пристрастие получить удовольствие от интеллектуальной деятельности". Такому чтению практически не учат в школе, ограничиваясь чтением на скорость в начальных классах.

Чтение в интернете, ректор сослалась на образ, - это занятие серфингом, удовольствие получаешь от скорости, от морских брызг в лицо. Чтение книги - это ныряние в глубину в поисках жемчужин. И то, и другое имеет право на существование, резюмировала Маргарита Русецкая и отправила любителей жемчуга в Литературную гостиную "Пушкин и серебряный век". Это один из подарков Института русского языка пушкинским лауреатам. Мастер-класс профессора Татьяны Савченко, лауреата Международной литературной премии имени Сергея Есенина "О Русь, взмахни крылами…", на котором в манере Лотмана с комментариями и историческими экскурсами говорили о великой русской литературе. Туда пошли школьные литераторы. А вот Елена Аброськина из Киргизии выбрала секцию Светланы Ельниковой, где обучали приемам РКИ ("русского как иностранного")

- Я работаю в русскоязычной школе, но в последнее время к нам в восьмой класс переводятся киргизские ребята, которые почти не говорят по-русски. Очень трудно к ним подступиться, хочется узнать методики работы с начинающими, - объяснила педагог свой выбор.

- Здесь говорят о том, что скоро хорошая русская речь и красивый почерк станет привилегией элиты, как когда-то сузился круг владеющих древними языками. Вас не пугает, что востребованность в классических русистах скоро отпадет?

- Нет, не пугает. Не верю, что так будет. Есть вечные ценности, умение писать и говорить хорошо к ним относится.

Образование