07.09.2017 09:32
Власть

Как остановить исчезновение сел в Омской области

Можно ли остановить исчезновение сел в Омской области
Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Экономика Сибири: №200 (7366)
На севере Омской области в селе Луговом установили стелу в честь его основателей - белорусов-переселенцев. Сейчас в процветающем прежде поселке нет ни души. С карты района исчезли и десятки других деревень, несмотря на различные меры господдержки. Так стоит ли тратить деньги на возрождение села?
Читать на сайте RG.RU

Луговое - далеко не единственная забытая деревня в Тевризском районе Омской области, где осталось всего 32 населенных пункта. В прошлом веке их было в десять раз больше.

В Подмосковье обнаружена деревня-призрак

Отметившая свое 120-летие Журавлевка тоже оказалась в числе умирающих сел. Ее основатели, прибывшие на волне Столыпинских реформ осваивать благодатную сибирскую землю из малоземельных районов Минской, Гомельской, Витебской губерний, и предположить не могли, что их потомки уже не захотят жить в этих богатых краях, где водится дичь, ловятся стерлядь, осетр, язь и щука, растет корабельный лес, а грибы, бруснику и клюкву можно собирать вагонами.

Одной и причин деградации местных поселков стала перестройка.

- Колхозы расформировали, имущество приватизировали и раздали. Но то, что большому колхозному коллективу было по плечу, для разрозненных крестьянских хозяйств оказалось совершенно неподъемным. Невостребованные фермы, зернотоки, цеха стали рушиться, - вспоминает жительница Журавлевки Людмила Бурматова. - А полтора десятка лет назад половодье смыло мост через местную реку, и теперь добраться сюда из Тевриза можно только на пароме. Село стало пустеть. Раньше в школе училось около трехсот ребятишек, а сейчас остался только один класс.

В поисках выхода из ситуации местные жители создали Тевризское землячество.

- Первая проблема, которую надо решить, - восстановить мост в Журавлевке, - пояснил корреспонденту "РГ" руководитель общественного объединения Александр Баранчук. - В основе возрождения села должна стоять кооперация. Здесь остались предприниматели, на которых можно опереться. А, чтобы привлечь в село молодые кадры, хотим провести эксперимент, предложив студентам разных специальностей разработать пилотный проект создания современной деревни и воплотить его в отдельно взятом селе. Вузы идут нам навстречу, и поддержку власти тоже надеемся получить.

Отсутствие инфраструктуры - дорог, мостов, коммуникаций, Интернета - одна из главных проблем пустеющих поселков. По данным регионального минсельхоза, касается она не только северных районов Омской области. До некоторых сел, как и до Журавлевки, добраться довольно сложно, поэтому об их инвестиционной привлекательности говорить не приходится. К тому же серьезному секвестру подверглись государственные социальные программы. Прежде всего, это коснулось отдаленных районов. А там, где уже нет школ, клиник, клубов, доживать свой век остаются одни старики.

Онежскую деревню от забвения спасают при помощи Instagram

Стоит сказать, что, несмотря на сложности, предпосылки к экономическому развитию у северных территорий все-таки есть. Пример тому - устойчивая динамика в Тарском районе, где сделали ставку на заготовку качественных кормов. По новой программе здесь приобрели мощный парк специализированной техники и самые современные комбайны. Дело сразу пошло.

Хорошее подспорье для возрождения села - грантовая поддержка. "Интерес к ней растет, и в этом году конкурс составлял четыре человека на место, - по-яснили корреспонденту "РГ" в областном управление развития животноводства, малых форм хозяйствования, переработки и товарного рынка. - Проекты-победители оказались весьма интересными и перспективными. Разработчики готовы развивать сельское хозяйство, несмотря на то, что будут единственными фермерами во всей деревне".

Северные территории Омской области с малочисленным населением и обилием гнуса, от которого страдают даже дикие звери, для развития молочного животноводства совершенно не подходят. Поэтому гранты северянам выдают на более неприхотливое мясное животноводство, производство дикоросов, а также глубокую переработку льна-долгунца. Пока короткое волокно, которое производят в регионе, не дает высокой добавленной стоимости. А вот если выпускать катанин, из которого делают ткани, порох, то посевы экологически чистого льна, который можно выращивать именно на севере, увеличатся в десятки раз. Главное, чтобы нашлись люди, готовые за это взяться.

- Проблема развития северных территорий, действительно, стоит очень остро, - отмечает министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Максим Чекусов. - В некоторых поселках живут еще советским укладом, работают на лошадях, и если сидеть сложа руки, то в перспективе предприятий здесь вообще не останется. Тевриз и Усть-Ишим находятся в самом сложном положении. Там весной скот спасается на островах, которые образуются на подтопляемых территориях. Мы постараемся решить эту проблему, и в регион уже поступает необходимая техника. Так что в ближайшее время мелиораторы смогут приступить к очистке каналов, которые десятилетиями зарастали, и поля оживут.

Почему в Прикамье "спрятали" деревню по соседству со столицей

- Сегодня совместно с учеными мы прорабатываем специальную программу развития северных районов, - добавляет Чекусов. - Она будет включать меры господдержки, главным образом, стимулирующего характера. Территории можно возродить через грантовую поддержку, комплексную застройку. Важно, чтобы в основе лежал стоящий проект, предполагающий модернизацию, создание перерабатывающего завода, молочной фермы. Только в этом случае федеральные и региональные власти помогут с газом, строительством дорог, скважин, ФАПов. Чтобы привлечь в село молодежь, со следующего года мы будем платить выпускникам вузов и техникумов не пятьдесят-сто тысяч рублей, как сейчас, а двести тысяч. За эти деньги можно обустроиться, купить бытовую технику, скот. В 2018-м, наращивая объемы строительства жилья, будем возводить для молодых специалистов не менее ста домов. Сейчас в этом процессе стали активнее участвовать сами районы. Новоселами могут стать не только сельскохозяйственные специалисты, но и педагоги, врачи. Мы будем поддерживать АПК, хотя из года в год идет снижение государственных вливаний в эту сферу. В нынешнем году поддержка молочного животноводства сократилась на двести миллионов рублей, на столько же - погектарная поддержка. Надеемся, что появятся простые, доступные и прозрачные кредиты, которые могут стать альтернативой господдержки. Еще одна проблема, которую регионам не решить без участия федеральной власти, - проектное управление, которое невозможно без долгосрочного бюджета. Когда не знаешь планы государства на следующий год, делать ставку на "длинные" проекты нереально. Если же бюджет будет виден на перспективу, это поможет нам быстрее продвинуться, в том числе и в освоении северных территорий.

Между тем

По данным правительства Омской области, в 2017 году на реализацию программы социального развития села направят около 1,2 миллиарда рублей - это вдвое больше, чем год назад. В планах - строительство жилья, 29 километров поселковых водопроводов, 21,7 километра газовых сетей, трех водозаборных скважин. Финансовую поддержку получат местные инициативы. Помимо этого, запланировано отремонтировать 100 километров сельских дорог, реконструировать 47 километров дорог и подъездов к одиннадцати малым населенным пунктам региона. Объем инвестиций из областного дорожного фонда составит более миллиарда рублей.

Регионы Омская область Сибирь