07.09.2017 07:12
Культура

Уральская художница воплотила в глине историю освоения космоса

Уральская художница воплотила в глине историю освоения космоса
Текст:  Наталия Швабауэр (Свердловская область)
Российская газета - Неделя - Урал: №201 (7367)
Читать на сайте RG.RU
Художнику-керамисту Галине Медведевой не раз приходилось слышать: "Глина на Урале? Это - ничто. Другое дело - камень, металл". Но в умелых руках даже самый невзрачный материал может заиграть не хуже самоцвета.

- Ты слепила огурчик, а надо выкатать морковку. Давай загладим края ровно, красиво. Старайся работать быстро, чтобы глина оставалась холодной. Теплая пересыхает и теряет пластичность. Смелей, не бойся, пусть даже криво - ничего страшного, можно все сломать и переделать, - вполголоса советует мастерица.

Маленькие, пока еще не очень ловкие пальчики 8-летней Евы пытаются вылепить из глины уточку. Казалось бы, такая простая вещь, как крылья, а сколько нюансов. Готовые игрушки отправляются в сушильный шкаф, а потом в муфельную печь - на обжиг при температуре 900 градусов. Когда фигурки остынут, их можно расписать красками, украсить сусальным золотом, стразами или бисером.

В Мордовии испекли полутораметровую национальную ватрушку

Галина Ивановна керамике посвятила почти 40 лет, хотя это была любовь отнюдь не с первого взгляда. Родилась Медведева в 1954 году в небольшом уральском поселке Билимбай в семье маркшейдера и химика-лаборанта. Художников в родне не было, а девочку с детства тянуло к рисованию. Она приходила к отцу в контору и часами водила карандашом по бумаге. Школы искусств в Билимбае не было, так что Галя после 10 класса поехала в Екатеринбург поступать в художественное училище имени Шадра вообще без всякой подготовки. Не прошла, но от мечты не отказалась. Отец, видя такое упорство дочери, устроил ее на шестимесячные курсы художников-оформителей. Но и вторая попытка стать студенткой училища закончилась неудачей. "Раз не быть мне художником, буду архитектором", - решила девушка.

Сразу после архитектурного института ей пришлось перебраться в Киров, к месту службы мужа-летчика. Галина устроилась в проектный институт. Однажды она вместе с коллегами оказалась на экскурсии в мастерских дымковской игрушки.

- И просто поразилась... В магазинах же подобного не было, сувениры продавали только в "Березке" иностранцам. Попросила глину, пришла домой и стала лепить коня. Вроде, ничего особенного, но мой конь упорно не хотел вставать на ноги! При всей внешней примитивности эта игрушка оказалась очень сложной. Я влюбилась в нее и поняла, что это величайший труд и сосредоточение народной мудрости, - признается Галина Медведева.

Когда дымковские мастерицы в 1980 году объявили набор учениц, она без сожаления рассталась с карьерой архитектора и пошла в подмастерья на стипендию в 13 рублей. Почти год оттачивала навыки: две недели - лепка, две - роспись, потом худсовет. Как же доставалось ей за любимый сиреневый цвет! Творческая среда довольно жесткая, секретами там просто так никто не делится. Например, цветастую шаль - деталь русского костюма - наставница Медведевой Людмила Иванова разрешила повторить только после своей смерти.

Когда берешь в руки игрушку, кажется, что это не глина, а фарфоровая статуэтка. У искусствоведов она получила название уральской золоченой миниатюры

- В мастерских часто занималась миниатюрой. План надо выполнить, даже если ты на больничном: дома налеплю целый мешок, принесу, обожгу - снова домой несу, расписывать. Дочки маленькие тут же бегают, в глине возятся, колотят черепки. Чтобы заработать 120 рублей, в месяц нужно было сдать 100 фигурок. Это уже потом, когда пенсию мне назначали, выяснилось, что самая маленькая зарплата в то время была 180 рублей. Я о пенсии, конечно, не думала, искусству служила, вот и оценило государство мои труды в 8800, - горько шутит Галина Ивановна.

Расставшись "с дымкой" (в 1986 году семья вернулась в Свердловск), Медведева не рассталась с игрушкой. Еще в Кирове она пыталась вносить в миниатюры авторские элементы, хотя строгие каноны этого не приветствовали. Получив "вольную", душа художника развернулась во всю ширь. У безликих фигурок появилось лицо и множество мелких деталей, исчезла статичность. От традиционного белого фона и ярких, излишне декоративных, красок мастер перешла к более естественным тонам.

Ставропольцы из старинного ремесла сделали успешный бизнес

Когда берешь в руки произведения Галины Ивановны, кажется, что это не глина, а фарфоровая статуэтка. У искусствоведов она получила название уральской золоченой миниатюры. Как рождаются ее сюжеты? По-разному. Например, первая самостоятельная коллекция "Русская зима" появилась после того, как Галина Ивановна подготовила за зиму 20 взрослых учениц и чуть с ума не сошла от того, что ее бесконечно копируют. Захотелось чего-то оригинального. Коллекция выполнена в сине-белых, серебристых и сиреневых тонах. После книги Шмелева "Лето Господне" появилась "Масленица". В отличие от "Зимы" здесь больше красок и персонажей: крестьянка с детьми, богатая купеческая семья, торговка блинами, дрессированный медведь с раешником, скоморохи. Словно на контрасте с шумным народным весельем - утонченная пушкинская коллекция: барышни в кисейных платьях в окружении кавалеров.

Сколько всего образов из глины изваяла Галина Медведева, она сама сказать не может. Среди самых дорогих сердцу работ - Софийский собор, Илья Муромец, а еще исторические персонажи. Пожалуй, самый неожиданный - Юрий Гагарин. Коллекция "Русский космос" создана специально для дома народной культуры Билимбая. В годы Великой Отечественной в поселок были эвакуированы конструкторы, испытывавшие первый советский самолет с реактивным двигателем - прототип современных космических аппаратов. Когда Галина Ивановна увидела книгу, на обложке которой Юра Гагарин - простой русский парень в косоворотке, в сознании все сразу соединилось: идея, композиция, роспись. Чтобы добиться достоверности, художница долго изучала околыш на фуражке мужа, фотографии космонавта номер один. Перед нами герой предстает в белоснежном костюме и - неожиданно - в красном плаще.

В старинном уральском городе открылось сказочное посольство

- Все былинные богатыри носили такие плащи, главные цвета одежды русских героев - белый и красный. Белый символизирует чистоту, обновление, победу духа, красный же - красоту, радость, подвиг, святость, - поясняет мастер.

В этой же символике выполнены другие работы: Ломоносов, молодой Королев, провожающий Гагарина в полет. Космонавт в оранжевом скафандре и красном плаще с оперением Жар-птицы на груди.

- Королев, надо сказать, у меня не получился, а вот Гагарин - с первого раза, - откровенничает Галина Медведева. - Вообще эта коллекция не закончена, тут тему можно развивать бесконечно: от сказочной мечты о полетах на ковре-самолете до Циолковского.

А еще в планах - создание коллекций "История Билимбая" и "Автобиография". Когда они появятся, Галина Ивановна не загадывает: пятеро внуков и строительство дома отнимают много времени. К тому же игрушкам становится тесно в родовом гнезде, поэтому они потихоньку перебираются в поселковый музей. Но и там, считает автор, простора не хватает. Уже несколько лет она мечтает открыть мастерскую, где билимбаевские детишки смогут постигать азы народного творчества. Даже сходила с этой идеей в управление культуры Первоуральского городского округа, однако отклика не встретила.

Мнение

Андрей Моисеев, директор Евразийского фонда национального наследия "Строганофф":

- В доме народной культуры Билимбая, который был открыт по нашей инициативе, собрана обширная коллекция игрушек Галины Медведевой. За последние два месяца ее осмотрело довольно много экскурсантов со всей области. Люди удивлялись: почему так мало известно о местной миниатюре? Наверное, потому, что не принято художников поддерживать при жизни. Никто особо не хочет заниматься организацией, искать подходящее по СанПиН помещение, стеллажи, при этом всем нравится конечный результат. Когда-то в России насчитывалось около 200 центров гончарных промыслов, я уверен, что мастерская Галины Медведевой поможет возродить село.

Справка "РГ"

Работы Галины Медведевой представлены в краеведческих музеях Кирова и Екатеринбурга, Екатеринбургском музейном центре народного творчества "Гамаюн", музее ИЗО, центре традиционной народной культуры Среднего Урала, государственном музее-заповеднике "Михайловское" под Петербургом.

Народные промыслы Свердловская область Урал и Западная Сибирь