10.09.2017 15:37
Власть

Главы МИД России и Саудовской Аравии провели переговоры в Джидде

Сергей Лавров обсудил сирийский кризис с властями Саудовской Аравии
Текст:  Екатерина Забродина (Джидда)
Российская газета - Федеральный выпуск: №203 (7369)
Глава российского МИД Сергей Лавров посетил с визитом Саудовскую Аравию - одно из самых консервативных и влиятельных государств в арабском мире. Министр вернулся на Ближний Восток после недельного перерыва: в конце августа состоялась его рабочая поездка в Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, а также Катар, который рассорился со своими соседями, прежде всего - с династией Аль Саудов. В Джидде Сергей Лавров продолжил обсуждать кризис в Персидском заливе со своим коллегой Аделем аль-Джубейром, а одной из главных тем их переговоров, конечно же, стала Сирия. Оба министра дипломатично заметили, что не стали "концентрироваться на разногласиях". А глава дипведомства Саудовской Аравии и вовсе ни словом не обмолвился о досрочном уходе сирийского президента Башара Асада, на чем Эр-Рияд прежде категорически настаивал.
Читать на сайте RG.RU

Гостя из Москвы принимали в "деловой столице" Саудовской Аравии, где находится резиденция короля Салмана Бен Абдель Азиза Аль Сауда, оказавшего российской делегации, по словам Сергея Лаврова, "радушный прием". На летний сезон монарх и его окружение всегда перебираются поближе к Мекке - священному городу мусульман, где буквально на днях завершился хадж. Джидда знаменита тем, что на местном кладбище, по преданию, находилась могила изгнанной из Рая праматери Евы, к которой столетиями не прекращался поток паломников. Для пресечения "суеверий" в 20 веке могилу залили бетоном.

МИД: Сожалеем, что на Ближнем Востоке не удается создать зону без ОМУ

Здесь царит особый уклад, который резко контрастирует даже с такими консервативными монархиями Персидского залива, как Кувейт или Катар. У Саудовской Аравии нет конституции: страна живет по шариату, за исполнением которого строго следит в быту "полиция нравов", чьи агенты в штатском незримо разъезжают по городу. Женщинам тут категорически запрещается выходить куда-либо без мужского сопровождения, - даже в соседний киоск за мороженым (что и говорить, российским журналисткам пришлось не роптать на судьбу и смириться). В большинстве ресторанов и кафе установлены специальные ширмы, за которыми едят семейные пары с детьми. Даже в саудовском Макдональдсе выделен отдельный "семейный вход", а центральный предназначен исключительно для мужчин. Впрочем, местные жители уверяют, что курортная Джидда (город стоит на берегу Красного моря) отличается "либеральными" нравами. Во втором часу ночи корреспондент "РГ" видела на набережной парочку гулявших в одиночку дам, которым никто не делал замечания по поводу столь "сомнительного" поведения. И все же большинство "почтенных матрон" восседали у берега с расстеленными коврами и коптящими горелками в поле зрения своих супругов. Для удобства отдыхающих по городу разъезжают фургоны - "мобильные мечети" на колесах: внутри всегда можно совершить намаз. Еще одна "вольность" приморского города - рестораны "персидской кухни": к иранским вывескам тут относятся куда терпимее, чем к их присутствию на "кухне" политической.

Лавров рассказал о цели создания зон деэскалации в Сирии

Собеседники "РГ" признают: геополитическое соперничество Тегерана и Эр-Рияда еще больше обострилось на фоне переломных событий в Сирии. Дамаск усилил наступление на вооруженную оппозицию и боевиков "Исламского государства" (запрещено в РФ), и в одном ряду с сирийскими военными во многих районах сражается проиранская шиитская группировка "Хезболла". "Сейчас России особенно важно донести до Саудовской Аравии свою позицию по значимым вопросам. До сих пор отношения наших стран оставались достаточно сдержанными, но примерно раз в пять лет мы начинаем проводить их ревизию, пытаясь вывести на новый уровень", - отметил в беседе с "РГ" исламовед, руководитель научных исследований Института "Диалог цивилизаций" Алексей Малашенко".

России важно донести до Саудовской Аравии свою позицию по значимым вопросам

"К тому времени, как в Сирии завершится горячая фаза войны, нам важно иметь возделанное поле для дипломатического урегулирования с важнейшими игроками в регионе. Договариваться с саудовцами, которые продолжают поддерживать определенные оппозиционные силы в Сирии, непросто, - поделился с "РГ" арабист, директор Института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко. - При этом надо иметь в виду, что у каждого из полевых командиров - свои интересы, и не то что бы они всегда по первому зову были готовы примчаться в Эр-Рияд. Однако Саудовская Аравия хочет не упустить момент и утвердить свое влияние в качестве силы, способной повлиять на завершение конфликта".

Шойгу призвал срочно увеличить объемы гуманитарной помощи Сирии

Как раз в августе произошло знаковое событие: впервые в столице Саудовской Аравии собрались вместе для консультаций три группы сирийской политической оппозиции - "эр-риядская", "каирская" и "московская". Правда, им опять не удалось договориться: Эр-Рияд продолжал настаивать на досрочном уходе президента Сирии Башара Асада. Однако на днях агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на осведомленные источники: якобы саудовцы уговорили своих подопечных отказаться от этого требования. Примечательно, что о нем не упоминал и саудовский коллега Лаврова Адель аль-Джубейр. А глава МИД РФ напомнил: в резолюции 2254 Совбеза ООН по Сирии "нет ни предварительных условий, ни ультимативных односторонних требований". "Мы поддерживаем усилия Саудовской Аравии по объединению различных групп оппозиции и созданию единой делегации", - подтвердил Лавров. Дипломаты также договорились продолжать борьбу с терроризмом и сохранять приверженность единству и территориальной целостности Сирии, несмотря на "расхождения в отдельных шагах".

Ну а зоркие наблюдатели подметили: со стены в министерстве иностранных дел Саудовской Аравии так и не сняли историческую фотографию, запечатлевшую покойного саудовского короля Фахда вместе с Хафезом Асадом - отцом нынешнего сирийского президента. Возможно, это неслучайно.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Внешняя политика МИД