Уроки воспитания
- Вчера ехал на машине по улице Дзержинского, на дороге - два пустых пакета от чипсов. Вижу - впереди идут три подростка, пьют газировку и едят что-то. Понимаю: это их рук дело. Предлагаю вернуться и подобрать мусор. "Это не мы", - говорят. Разворачиваюсь, подбираю пакеты, возвращаюсь, а пацанов нет. Нашел их (спрятались, засранцы), вручил пакеты, попросил выбросить в урну и больше так не делать. Надеюсь, результат будет, - поделился в одной из групп в соцсетях опытом воспитания подрастающего поколения молодой житель Альменево Артур Аминев.
Реакция на пост оказалась бурной. Кто-то даже в шутку предложил Артуру стать Чистоменом - челябинским супергероем, который борется с теми, кто мусорит.
- Один Артур Альменево не вытянет, ему помогать надо, - поддержала парня местная жительница Евгения Шаймухаметова. - Мы сами должны относиться с уважением друг к другу и родному селу.
Шутки шутками, но альменевская молодежь всерьез взялась за наведение порядка в селе. Земляки до сих пор вспоминают, как ребята пристыдили взрослую женщину. Это случилось в праздник - 9 Мая. Средь бела дня к парку Победы, расположенному в центре села, подъехала дама лет сорока, вытащила из машины два пакета с мусором и оставила под деревом. Молодые люди все это безобразие сняли на видео и выложили в Сеть. На кадрах видно, как автоледи оправдывается: мол, просто не знала, куда выбрасывать мусор. Товарищ Артура Александр Цевелев показал ей дорогу на свалку. После этого случая, говорят, ленивые и невоспитанные односельчане стали осторожнее. Кому охота попадать в объектив видеокамеры?
- За каждым, конечно, не уследишь, - размышляет Артур. - Но дело по большому счету не в мусоре, а в сознании. Когда люди поймут, что нельзя пакостить там, где живешь, все изменится.
Кстати, над парком Победы активисты фактически взяли шефство. Инициатором был младший брат Артура Азат. В прошлом году он организовал в селе движение с символическим названием "Пробуждение" и очень понятной задачей - сделать жизнь в Альменево приятной и комфортной, чтобы люди сюда приезжали, а не наоборот.
Первую крупную акцию молодежь провела в парке Победы. По словам Азата, старт получился не таким ярким, как хотелось, зато от чистого сердца. На субботник по благоустройству места отдыха пришли самые неравнодушные. Сельсовет помог с техникой, предприниматели выделили мусорные мешки, перчатки, известь. Восемь телег мусора вывезли! В этом году уборку в парке запланировали на начало сентября - после того как там проложат асфальтовые дорожки и установят бордюры. Правда, собирать народ придется Артуру. Азат признался: строит дом, совсем нет времени на общественную деятельность. Но парк Победы - это святое, на субботник обязательно придет.
Щебенка на вес золота
Вообще-то энтузиастов в Альменево много. Даже не верится, что такое возможно в наш рыночный век, когда каждый шаг требуют оплатить. Например, пенсионер Юрий Щедухин на своей машине бесплатно развез по селу двести квитанций из налоговой.
- Глава сельсовета попросила, - скромничает автолюбитель. - Тяжело им. Денег на бензин не хватает. А я не обеднею.
Жители окраинных улиц, примыкающих к лесу, безвозмездно очистили от сухостоя пятикилометровую полосу земли. Водитель Фаил Сулейманов придумал, где добыть грунто-щебень для строительства дорог. С дорогами в селе беда. За счет дорожного фонда укладывают полотно только на центральных улицах да гостевых маршрутах, на остальных весной непролазная грязь.
Идея с щебнем пришла Фаилу случайно. Он помогал сыну строить дом. После проливных дождей стройку затопило. Чтобы избавиться от воды, решили засыпать лужи битым кирпичом с разрушенной совхозной машинно-тракторной мастерской. А когда стали разбирать здание, наткнулись на щебень. Оказалось, его там много.
- Я позвонил главе Светлане Рыжковой, - рассказал Фаил Сулейманов. - Давай, говорю, улицы засыпать. Все лучше, чем по грязи ходить.
Светлана обрадовалась так, будто Фаил нашел золото, а не щебень. Правда, денег в казне все равно не было даже на вывоз стройматериала. Несмотря на то что Альменево - районный центр, бюджет у него скудный. В селе живет всего пять тысяч человек. Из природных богатств - лишь кирпичная глина. Крупных промышленных предприятий нет, малый и средний бизнес сосредоточен в основном в торговле. Вся экономика, по сути, держится на сельском хозяйстве. Люди традиционно разводят скот и обрабатывают землю. Но молоко и хлеб не приносят больших доходов. Словом, щебень пришлось бы покупать только на пожертвования сельчан. Так в Альменево поступают давно: сбрасываются на что-то определенное, а областные власти к каждому собранному земляками рублю добавляют столько же из региональной казны.
Деревенский асфальт
Пять лет назад по программе социального развития села Юля и Илья Прохоровы построили симпатичный высокий дом на улице Федулова. Место выбрали красивое, рядом с лесом. Правда, дороги не было. После дождя ни пройти ни проехать. Ветфельдшер Роза Дружинина живет здесь 13 лет. Говорит, в сельсовете только руками разводят: нет денег, и все. Неизвестно, сколько бы еще мучились, если бы однажды кто-то не кинул клич: а что если сброситься и самим построить нормальную дорогу. К тому времени Фаил уже открыл "месторождение щебня", так что было чем засыпать ямы.
- Дискуссий на тему, кто это должен делать, я не слышала, - вспоминает Юля. - Наоборот, все взялись за дело дружно и с настроением. Кто-то возил щебень, кто-то заправлял машины, грейдировал. Работали на совесть. Для себя.
Таким образом в Альменево построили 12 километров грунто-щебеночных дорог. В селе этот проект называют "Деревенский асфальт". Конечно, не Рио-де-Жанейро, но без болотных сапог пройти теперь можно.
Светлана Рыжкова призналась: за 25 лет руководства пережила многое. Временами бюджет был самодостаточным, а иногда жили на 30 процентов финансирования. Но при этом самообложение существовало всегда. Люди до того привыкли к сбору денег, что задают только два вопроса: когда сход и сколько сдавать?
- Односельчане прекрасно понимают, что без их помощи не обойтись, - говорит глава. - Очень помогают уличные комитеты. На добровольные пожертвования мы купили почти всю дорожную и снегоуборочную технику: автогрейдер, экскаватор, погрузчик, тракторы МТЗ и ДТ-75, сто энергосберегающих ламп для восьми улиц. А в этом году поставили еще два памятника: чернобыльцам и к 100-летию Октябрьской революции (заменили старый кирпичный на гранитный). Кстати, обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны перед входом в парк Победы тоже установили на народные деньги.
Об одном жалеют альменевцы: не могут сами проложить газопровод. Шесть лет назад пообещали им голубое топливо, включили в программу газификации. Сельчане создали кооператив, собрали деньги, а труба остановилась в сорока километрах от Альменево и не движется.
Между тем Артур Аминев, например, считает, что с газом проще наладить свое производство. Молодой энтузиаст кажется идеалистом: он всерьез мечтает в будущем открыть молочный цех или мясокомбинат, а может, еще маслозавод, то есть попытаться использовать ресурсы и потенциал района. Когда все это будет, уверен Артур, у людей появится стабильная работа и они не захотят уезжать из села. Сейчас, по данным сельсовета, почти 600 мужчин из Альменево работают вахтовым методом на Тюменском Севере и в соседних промышленных регионах. На заработанные деньги возводят современные дома. Для себя и своих детей.
Как сообщили в региональном финуправлении, проект "рубль на рубль" действует в Зауралье с 2010 года. За это время объем привлеченных в местные бюджеты средств самообложения и добровольных перечислений вырос более чем в два раза - с 20,4 до 44,2 миллиона рублей. В проекте участвуют все муниципалитеты. В этом году они планируют привлечь 28,8 миллиона рублей. Но по факту цифра может быть гораздо больше.
В других регионах Урала и Западной Сибири самообложение для решения конкретных деревенских надобностей либо вообще не используется, либо встречается крайне редко. Хотя всем селам УрФО катастрофически не хватает денег, чтобы благоустраивать, развивать свои территории или поддерживать элементарный порядок. Меж тем в Пермском крае самообложением не пренебрегают. В отличие от Курганской области, там к одному рублю, выделенному деревенским жителем, регион прибавляет не один бюджетный, а три рубля, а в отдельных сельских районах даже пять.