14.09.2017 23:42
Культура

Русский музей показал советское агитационное искусство для юных граждан

В Русском музее - советское агитационное искусство для юных граждан
Текст:  Ольга Штраус (Санкт-Петербург)
Российская газета - Столичный выпуск: №208 (7374)
Выставка "Дети страны Советов" - это более двухсот произведений 20-90-х годов прошлого века. Жанры самые разные: живопись, графика, скульптура, плакат. Самые прославленные авторы: Кончаловский, Петров-Водкин, Пластов, Моисеенко и палитра разных чувств, которые обуревают зрителя. От ностальгии по собственному детству до ужаса перед той гигантской идеологической нагрузкой, которая обрушивалась на маленького человека советской страны.
Читать на сайте RG.RU

Пожалуй, самой выразительной частью экспозиции стала скульптура. Музею удалось сохранить удивительные авторские модели, которые украшали в 30-50-е годы парки, скверы и даже производственные помещения. Речь не о многочисленных гипсовых горнистах. Но вот, например, чудесная группа Анны Крыжановской 1938 года ("Буденыш", "Девочка с мишкой", "Мальчик с котенком" и др.) должна была украсить здания Педиатрического института.

Выставка "Рильке и Россия" открылась в Швейцарии

На этом идиллическом фоне особо устрашающе выглядят другие композиции. Вот скульптурный портрет наркома Ежова в окружении юных пионеров "Нам ни секунды ждать нельзя - должна быть Волга у Кремля!" (мастерская Меркурьева, 1937 год). Эта композиция должна была венчать один из портиков канала Москва-Волга.

А вот чудесные, полные изящества бисквиты: эта композиция со Сталиным в центре и подростками, занятыми своими делами (тут и юные музыканты, и мичуринцы, и коневоды) выполнена в 1949 году художниками Ленинградского фарфорового завода Владимиром Богатыревым и Галиной Столбовой. Она создавалась как украшение для обеденного стола. Сочетание изысканной техники и жесткого идеологического заказа яснее прочего рисует облик времени.

- Конечно, это выставка не столько про мир, в котором мы росли, сколько про мифологию того мира, - говорит ее куратор Марина Стекольникова. - Отсюда такое внимание к монументальному искусству, плакатам, особенно первых десятилетий Советской власти.

Палитра чувств - от ностальгии по собственному детству до ужаса перед той гигантской идеологической нагрузкой, которая обрушивалась на маленького человека советской страны

Плакаты и впрямь бьют наотмашь. Если первые - это агитационный лубок, наглядно показывающий преимущества гигиены и общих яслей ("Всем вам, бабы, надо знать, как ребенка воспитать!"), то последующие - устрашающий до комизма результат того, что из этого выходит. Пузатенькие малыши, которые тычут правильные лозунги в нос родителям, агрессивны, нелепы и смешны. Впрочем, ровно такую же улыбку вызывают собственные детские фотографии из семейного альбома.

Музей А.С. Пушкина представил выставку "Клюндер. Графика"

"Счастливое детство" (читай: сытое, здоровое, наполненное интеллектуальными развлечениями вроде авиамоделизма или чтения) - было одним из важнейших проектов советской власти. Подразумевалось: вкладывая в детство, общество получит на выходе качественных строителей коммунизма. Но художники умудрялись и в этом "задании партии" увидеть личностное начало. Большинство произведений, представленных на выставке, согреты таким теплым юмором, такой искренней любовью к близким, что нежность переполняет взгляды зрителей. Можно сказать, эта интонация проходит через все залы выставки. Она ощутима и в большом полотне Петра Кончаловского "Что мне с вами делать?", запечатлевшего дочку с куклами. И в деревянной скульптуре Дмитрия Каминкера "Мальчик на санках", и в "Подростке" Татьяны Соколовой...

Эту многоплановую цель - показать время возраста и возраст времени - устроителям выставки удалось достичь очень хорошо. А еще удалось показать, как талант преодолевал запреты времени. Скажем, в зале "Трудное детство" мы видим портреты беспризорников не только 20-х годов, но и следующего призыва - поколение детей репрессированных. И маленьких героев Великой Отечественной: юных партизан, сынов полка, мальчишек, играющих в войну на руинах Сталинграда... Всем известен рисунок Алексея Пахомова "За водой", запечатлевший юных жителей блокадного Ленинграда. Но не все знают другие листы этого прекрасного графика. Выставка предоставляет возможность познакомиться с ними.

Отдельного разговора заслуживают документы эпохи: фото, значки, лотерейные билеты... Эти экспонаты добавляют выставке не только объем, но и глубину исторического контекста.

Арт Санкт-Петербург Северо-Запад