Фильм основан на реальных событиях. 18 ноября 1983 года группа грузинской "золотой молодежи" села в самолет Тбилиси - Батуми и захватила его. Открыли стрельбу - погибли несколько пассажиров и стюардесса - потребовали лететь в Турцию. В итоге пилоты ни в какую Турцию не полетели, а приземлили самолет в Тбилиси, где его штурмовал спецназ. Террористы были задержаны и приговорены к высшей мере наказания - все, кроме одной девушки. Гигинеишвили досконально изучил все документы об этом теракте и предложил зрителю свою интерпретацию событий ноября 1983-го.
После берлинской премьеры "Заложники" много гастролировали по фестивалям самого разного уровня (на счету фильма, к примеру, приз "Кинотавра" за режиссуру), поэтому вокруг них успел сложиться критический консенсус: мол, Гигинеишвили снял кино о том, как стремление к свободе и невозможность жить в удушающих объятьях советской власти довели грузинскую молодежь до чудовищных преступлений. Это отчасти правда, и в этом одна из проблем фильма: реальность, в которой не от большого ума захватили самолет накачанные наркотиками и алкоголем дети грузинской элиты, режиссер превращает в миф о несчастных узниках СССР, для которых преступление - единственный шанс подышать свободным воздухом заграницы. То есть "заложники" - это не жертвы их сумасбродного решения, а они сами, обеспеченные и привилегированные, способные при желании получить легальное разрешение на выезд за рубеж.
Однако нельзя не отметить, что Гигинеишвили работает над своим мифом чуть тоньше, чем того ожидаешь. Да, советская власть тут действительно показана душительницей элементарных свобод (а не таковой ли она была?). Картина красноречиво начинается со сцены, в которой белокурый солдат с автоматом грубо прогоняет юных грузин с батумского пляжа. После 11 вечера заходить в море запрещено из-за близости границы - солдаты якобы боялись, что в темноте пловцы смогут достичь территориальных вод Турции. И свою симпатию к персонажам режиссер и не думает скрывать. Впрочем, это вовсе не слепая симпатия, оправдывающая гибель пассажиров и членов экипажа.
Да, о многом (в том числе и об употреблении героями наркотиков) он умалчивает. Но при этом не превращает свое кино в окончательную апологию преступников. Не случайно в последнем акте "Заложников", когда самолет уже посажен в Тбилиси, пожилые родственники героев повторяют: "Зачем они это сделали? У них же все было!" И не случайно мать избежавшей расстрела девушки годы спустя скажет ей: "Разве ваша свобода стоила жизней других людей?" И получит парадоксальный ответ: "Мы сделали это потому, что вы нам говорили, в какой плохой стране мы живем".
В финале "Заложники" выходят на уровень глобальных обобщений. Это фильм о том, что встреча инфантильных идеалистов, желающих прогнуть мир под себя, с реальностью приводит к фатальным последствиям. И, конечно, о том, что свобода, за которую заплачено чужой кровью, обречена. Горькая ирония "Заложников" еще и во времени действия фильма - все персонажи, которые тут сплошь молодые красавцы и красавицы, поломали себе жизни в конце 1983-го. Они были уверены, что если не решатся на бунт, то так и умрут при советской власти. То есть стоило подождать совсем чуть-чуть, и произошло бы неизбежное - их молодость одолела бы дряхлый маразм позднесоветского устройства. Но этот фильм еще и о Роке, который ведет героев к трагической развязке - даже осознавая обреченность, они идут до конца.
В этом кино далеко не все идеально. Сценарий, пожалуй, сыроват. А Гигинеишвили так до конца и не определился, что конкретно он снимает - то ли драму, то ли остросюжетный триллер. Но чисто кинематографические достоинства тут все же перевешивают недостатки. И происходит это не в последнюю очередь благодаря камере Владислава Опельянца, который и без того прекрасный оператор, но тут, кажется, прыгнул выше головы. Обратите, например, внимание на то, как снята сцена свадьбы - она явно достойна называться одной из лучших сцен постсоветского кино.
Фильм "Заложники" в прокате с 21 сентября.
Кадры из фильма "Заложники"