Личная математика обозревателя "РГ" - за неделю посмотрела 25 картин. Но дело не в количестве - кино нельзя "вешать в граммах", а в качестве. И в этом плане - самым трудным на TIFF был вопрос выбора - на какой именно фильм пойти. На других киносмотрах проще - есть конкурс, как некий компас - его отсматривают в первую очередь. В Торонто конкурса нет. Есть программы (в этом году их - 22), и в них практически нет слабых картин. Можно сказать, что есть некий негласный конкурс составителей программ - каждый стремится свою сделать на уровне. К тому же кинематографисты сами спешат показаться перед "Золотым Глобусом", "Оскаром" и другими итоговыми премиями года. Поэтому десятка лучших фильмов в обзоре выбрана из тех, что удалось посмотреть. Однако есть еще "список желаний" - некоторые картины просто отмечены с тем, чтобы не пропустить их, когда они появятся в прокате или на сетевых ресурсах. Отметим только тенденции этого года в Торонто. Исторические биографии, спортивные драмы и экранизации. Темы - мигранты, терроризм, толерантность и, конечно же, любовь, но, в основном, с научной точки зрения.
1 "Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури". Режиссер Мартин Макдонах
На окончившемся недавно Венецианском фестивале этому фильму присудили награду Osella за лучший сценарий - его автор также Мартин Макдонах, причем он говорил о том, что написал все за короткое время, что называется "влет", и не ожидал такого успеха.
Фильм по-настоящему задел зал (кричали, смеялись, плакали), и зрительские симпатии - его приз - во всех смыслах слова, даже, если его и не вручат. Фильм полюбят и у нас, потому что он - о том, как маленьким людям важно добиться справедливости, постоять за себя - в столице ли, в глуши ли. Картина - о правдоискателях, защитниках униженных и оскорбленных. Одна из сильнейших актрис современности Фрэнсис МакДорманд (ее вполне могут номинировать за эту работу на высшие кинонаграды) играет в нем главную роль - "Леди Щит", которая готова на все, чтобы отстоять свою семью. Начинается все с того, что на старых никому не нужных рекламных щитах, расположенных на въезде в город, она размещает три фразы. Черным - на красном. И адресованы они - местной полиции. В частности - шерифу - его играет Вуди Харрельсон. Полицейские не расследовали преступление - дочь героини была убита, а перед этим над ней надругались. После появления "рекламы работы полиции" на щитах - события начинают развиваться с невероятной скоростью. От трагического до смешного. Но главная героиня - "ворошиловский стрелок" в юбке - не останавливается ни перед чем, чтобы доказать свое. А вот это ощущение, когда рядом кто-то (пусть и на экране), с кем все обидчики не страшны - оно близко и значимо для каждого.
Для России фильм купили.
2 "Форма воды" Гильермо дель Торо
Главные герои этого фильма - победителя Венецианского кинофестиваля - также маленькие люди. В нем рассказано о том, как простая неприметная, да еще и немая, уборщица - ее играет Салли Хокинс - может изменить ход развития прогресса, а также - повлиять на мировые научные достижения. В России собирались снимать продолжение человека-амфибии. А сделал это в итоге Гильермо дель Торо! Картина - научная фантастика и в то же время - волшебная история любви. С удивительной музыкой, подводными съемками, феерическими эффектами и... неуемной фантазией режиссера. При этом ненавязчиво проведена тема толерантности. Как многие шедевры - фильм умеет соединить разные времена. В нем одинаково уместны кадры и песни из таких кинохитов, как "Серенада солнечной долины" и новейшие технологии. Также в нем синтезируются сразу многие искусства - танец, вокал, музыка, живопись (отец героини в исполнении Ричарда Дженкинса - художник). И... кино и телевидение, как важнейшие из искусств.
В роли главного злодея блистает Майкл Шеннон. Парадоксально, но в Торонто была представлена картина "Война Токов" режиссер Альфонсо Гомес Рехон, а в числе продюсеров Харви Вайштейн и Тимур Бекмамбетов. В ней говорится о том, как придумывались и разрабатывались достижения Эдисона (Бенедикт Камбербетч), Теслы (Николас Холт) и Вестингауза - роль последнего также играет Шеннон. Тема - актуальнейшая. Но по режиссуре и воздействию эта работа сильно проигрывает "Форме воды", которая основана на событиях нереальных, но веришь в ней всему. Фильм - один из наиболее вероятных номинантов на "Оскар".
Для России приобретен.
3 "Темные времена" Джо Райта
Гари Олдман сыграл в этом фильме Уинстона Черчилля, и его работа заслуживает не просто номинации, но самого "Оскара", - понадеемся, что так и будет. Действие исторической драмы, которая длится более двух с половиной часов, происходит в 1940 году. Мир - в преддверии войны. Черчилль в исполнении Олдмана (почти все время в кадре) - решает практически единолично все вопросы и управляет Британией, как кораблем во время шторма. Король в это время подумывает не укрыться ли ему с семьей в безопасной Канаде, но полностью зависит от решений Черчилля. А тут еще случается Дюнкерк - своеобразная перекличка с грандиозной одноименной картиной Кристофера Нолана - в Торонто ее показ сделали специальным событием. Но в "Темных временах" - другой Дюнкерк - тот, что происходит в кабинетах высшей власти, у политиков дома, за ланчем, в душе, в уборной и в переговорной. И он этого он захватывает не меньше, чем съемки боя в воде, на суше и в воздухе. Две речи Уинстона Черчилля в парламенте (а снимали в настоящем британском парламенте) способны заставить встать и зрительный зал. В фильме Черчилль, страдая сам от происходящего накануне второй мировой безумия, практически не имея поддержки - разве что в лице жены - ее играет Кристин Скотт Томас и стенографистки (Лили Джеймс), все же находит верные решения и поднимает дух целой нации. Заодно и зрителей фильма. Думается, если накануне просмотра перечитать мемуары Черчилля, эффект от увиденного усилится.
Для России фильм уже купили.
4 "Смерть Сталина" Армандо Ианнуччи
Фильм сделан по комиксам. Он остроумен и смел. Это - настоящая качественная политическая сатира - хороших работ в этом жанре не было уже давно. Герои - маршал Жуков, Берия, Маленков, Хрущев, Каганович, Булгарин, Микоян, Молотов и другие - тут, по сути, клоуны-царедворцы. Такие могут быть в любой стране в любое время. Образы собирательные, но очень точные - тем и ценны. Шутки и гэги - даже без слов - в этом кино выполнены, как пример для подражания самым именитым юмористам. Парадокс этого фильма в том, что у режиссера нет российских корней, он никогда не жил в России, но ему удалось многое понять в истории нашей страны. При этом ни в одном кадре он ни скатывается в пошлость. Заметные и нетипичные актерские работы. Стив Бушеми исполняет роль Хрущева, Джейсон Айзекс - Георгия Жукова, Джеффри Тэмбор - Маленкова, Саймон Расселл Бил - Лаврентия Берии, Ольга Куриленко - пианистки Марии Юдиной, повлиявшей на ход истории роковым образом...
Для России кино приобрели. Решается вопрос с прокатным удостоверением.
5 "Я - Тоня!" Крейга Гиллеспи
Из большого количества представленных в Торонто спортивных драм, в том числе и основанных на реальных событиях, выбрать один фильм сложно. Но выделим эту картину, в которой "хулиганка" Марго Робби сыграла чемпионку - фигуристку Тоню Хардинг, соперничающую всеми мыслимыми и немыслимыми способами с легендарной Нэнси Кэриган и другими. Действие картины происходит в 70-90-е годы прошлого века, и время воссоздано очень точно. Работа Марго Робби также вполне возможная номинация на "Оскара". В России в последние годы тоже снимается немало фильмов о спорте, и тут интересно будет сравнить с картиной "Лед", которую делает компания Федора Бондарчука. Суть обеих работ, хотя они и очень разные, одна - как закаляется и проявляется спортивный характер на примере фигурного катания. Тоня, воспитанная безжалостной матерью (первый ребенок от четвертого мужа), вырастает в бестию-стерву на льду. Ангельская внешность неспособна скрыть дьявольский характер. Она побеждает, как грациозный танк, умудряясь раздавить все и всех на своем пути. Страсти кипят и в личной жизни, в итоге они перекидываются и на работу и … дело заканчивается судом. В фильм добавлена псевдодокументальная линия - он сделан в жанре интервью, в котором постаревшие участники вспоминают о событиях. У самого интервьюера глаза лезут на лоб, что уж говорить о зрителе.
Для России фильм не приобретен. Но будем надеяться, что его купят.
6 "Игра Молли" Аарона Соркина
Героиня этого фильма - еще одна бестия. Спортивная чемпионка в прошлом становится "принцессой покера". Первое, что вспоминается при просмотре этой картины - фильм "Казино" Мартина Скорсезе с Шарон Стоун, Робертом де Ниро и Джо Пеши. А в "Игре Молли" запомнятся Джессика Честейн - непосредственно Молли, Идрис Эльба - ее адвокат и Кевин Костнер - отец "чемпионки покера". И события, которые так же, как и в "Казино", идут по нарастающей. Каждый новый виток развития сюжета кажется неправдоподобным, но он подтверждается. Самая большая заслуга режиссера и команды - у зрителя удается вызвать ощущение азарта. Того, что он сам - в игре, причем, в такой, где ставки постоянно растут. Спортивная, детективная и психологическая составляющие - гремучая смесь, которая заставить прийти в кинозал всех, жаждущих адреналина.
Для России фильм не приобретен. Если учесть, что у нас запрещены азартные игры - это можно понять.
7 "Сильнейший" Дэвида Гордона Грина
В этом весьма актуальном фильме, основанном на реальных событиях, одна из самых серьезных работ актера Джейка Джилленхола. Он играет парня по имени Джефф Бауман, который пострадал во время теракта на Бостонском марафоне - лишился обеих ног. Однако не только нашел в себе силы восстать, завести и сохранить семью, но и вышел на спортивное поле играть в бейсбол. Тему людей, которых теракты во всех смыслах лишают почвы под ногами, поднимают сейчас многие режиссеры. Например, в Торонто приехал режиссер Фатих Акин на североамериканскую премьеру своей картины "На пределе". Дайана Крюгер, сыгравшая женщину, которая лишилась семьи в результате устроенного террористами взрыва самодельной бомбы, получила в этом году в Каннах приз за лучшую женскую роль. Крюгер также представила фильм в Канаде. И можно найти перекличку двух этих работ таких разных режиссеров. В "Сильнейшем" поражает как Джилленхол смог сыграть парня без ног, продумав свою игру, вплоть до малейших деталей. Режиссер не чурается показывать даже мелкие бытовые подробности, чтобы зритель понял - как выживают сильнейшие, через что им приходится идти, какие нервные срывы они испытывают, что терпят их близкие - в этом фильме - мама, и жена, которая вышла замуж за этого парня уже после теракта.
Для России картина пока не приобретена.
8 "Мэри Шелли" Хайфа Аль-Мансора
Как из измученной страданиями женской души рождается поэтический образ монстра Франкенштейна - вот что показывает этот фильм. Знаменитую поэтессу играет Эль Фаннинг. Ей все удается - и мистика, и страсти, и холодность, и стойкость, и даже - прямая спина. Измена любимого - Перси Шелли (актер Дуглас Бут удивительно похож на нашего Риналя Мухаметова или наоборот), потеря ребенка, ссора с отцом, который выгоняет ее из дома, лишения, и невозможность в силу дискриминации женщин даже подписывать собственные книги своим именем - все это закаляет простую девушку, буквально выросшую в книжном магазине, и превращает ее в одну из известных и влиятельных фигур. В фильме можно "встретить" Лорда Байрона, а также при просмотре вполне реально проникнуться революционными идеями, и выучить наизусть несколько полезных для себя литературных классических строк. Красивая костюмная драма, в которой из каждого кадра видно, что ставила ее женщина, которой весьма не чужд романтизм.
Для России фильм куплен.
9 "Тельма" Йоакима Триера
Картина, которую Норвегия выдвинула в этом году на "Оскар". Сложно сказать - опередит ли она в киногонке, например, фильм "Квадрат", что представлен на премию соседней Швецией, но то, что фильм заслуживает повышенного внимания - это бесспорно. Предыдущая работа этого же режиссера "Громче, чем бомбы", где главную роль сыграла Изабель Юппер - получил в Каннах в 2015 году Золотую пальмовую ветвь. Главная героиня фильма - девочка со сверхспособностями, которыми не может управлять. Не понимает, что с ней происходит не только она, но и ее родители. А также - каждый, кто становится ей близок. В итоге страдают все - типичный скандинавский нуар и мистическая составляющая обволакивают напряженную душу зрителя ровно до тех пор, пока героиня не находит разгадку случившегося и не превращается в нечто божественное. Тема борьбы всевышнего и дьявола проходит через эту картину не то что красной - огненной - нитью. Правильнее было бы назвать кино "Тельма. Начало", потому что несложно догадаться, что девушку ждут еще и приключения, и испытания. Возможно, режиссер и воплотит это. По крайней мере, заинтриговать смотрящих ему удалось. Картина великолепно снята, насыщена символами, и для истории абсолютно правильно выбран темп - никто, никуда не торопится, благодаря чему есть возможность прочувствовать и веру, и искушение - запретную любовь героини, и все остальное.
Для России фильм куплен.
10 "Недруги" Скотта Купера
Жанр вестерна бессмертен. А, если фильм в нем сделан хорошо, то кажется, что его можно смотреть бесконечно. Это касается картины, где изумительно сыграли Кристиан Бэйл и Розамунд Пайк. Двухчасовая лента практически построена на... тишине. Зал сидит не шелохнувшись, а наблюдая за тем, как легендарный капитан с командой и семейством индейцев, во время выполнения спецзадания, пробирается сквозь прерии, время от времени нарываясь на команчей. Фильм и сам ступает, словно индеец на тропе войны: выслеживает, чувствует, проникает... Стрельбы и экшн-сцен в нем немного. Зато есть психология, выдержка и стиль. А еще - красивая классическая история любви. Он - "старый солдат", она - стойкая жертва обстоятельств войны между коренным и пришлым народами. Второй фильм такого же типа, представленный в Торонто и заслуживший наиболее высокие оценки критиков - "Милая страна" Уорвика Торнтона. Он рассказывает историю Австралии времен дискриминации по цвету кожи, чем по настроению напоминает роман "Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу - с той лишь разницей, что там история происходила в Америке. Слуга посмел поднять ружье и выстрелить в белого босса. Что это означает для него - мгновенная смерть или возможность оправдания - ведь он защищал себя и жену. В обеих картинах герои находятся в поисках Бога. В "Милой стране" эта тема выражена сильнее.
"Один Бог знает, что будет с этой страной", - произносит в конце этого фильма главный искатель веры. Эти слова можно применить относительно к любому государству любого времени. Видимо, это критикам и понравилось больше всего.
Для России оба фильма не приобретены.