18.09.2017 23:50
Культура

В Москве прошел спектакль с технологиями мультимедиа

Мультимедийный спектакль про "безнадежно счастливый" проект
Текст:  Мария Воронова
Российская газета - Федеральный выпуск: №210 (7376)
"Самое интересное - мостики между жанрами", считает альтист Юрий Башмет. Спектакль "Fortunatissimo, или Безнадежно счастливый человек" - удачная попытка соединить драматический театр, оперное пение под живую музыку с технологиями мультимедиа. Премьера в "Филармонии-2" прошла с аншлагом. В зрительном зале присутствовали поэт-песенник Илья Резник и Диана Арбенина, не раз выступавшая с Башметом.
Читать на сайте RG.RU

Режиссер Виктор Крамер совместно с композитором Кузьмой Бодровым, камерным ансамблем "Солисты Москвы" и Башметом создал фантазию, в которой попытался раскрыть сложный и противоречивый внутренний мир автора знаменитого "Севильского цирюльника". Бодров, неоднократно работавший с проектами Башмета, к счастью не переписывал Россини, а просто досочинил переходы между вокальными номерами.

В Псковской области пройдет посвященный Сергею Довлатову фестиваль

Такой формат постановки - уже не первый опыт в репертуаре Виктора Крамера: в марте 2017 года он представил зрителям "Маленького принца" Экзюпери, воплотив в жизнь давнюю идею Константина Хабенского и Юрия Башмета. Режиссер и композитор еще раз доказали, что классика может стать современной, яркой и хулиганской, но в то же время остаться вдумчивой и серьезной.

В роли итальянского маэстро, "безнадежно счастливого человека", Евгений Стычкин. У него - единственная роль со словами. Он - персонаж по имени Автор, главный герой и рассказчик. Вокруг него, как в калейдоскопе, сменяются созданные им персонажи, и он принимает участие в их терзаниях: успокаивает Бартоло (Николай Диденко), дает совет графу Альмавива (Юрий Городецкий), восхищается красотой Розины (Дара Савинова) и даже помогает мыть пол Берте (Маргарита Калинина).

Сюжет не новый, но режиссер переиначивает его, делая главным героем самого Автора. Последовательность сцен в классической опере и в этой постановке не совпадает: если в опере Россини Фигаро с бритвенными принадлежностями появляется только во втором действии, то в версии Виктора Крамера рассказом о жизни Фигаро открывается галерея номеров, своеобразных частей с одним неизменным участником - автором, великим композитором.

Россини был гурманом, его приемы и обеды славились по всей Италии

В каждой из этих частей-номеров обязательно присутствует свой символ. Все атрибуты как бы становятся непосредственными героями на сцене: будто ожившие письма разлетаются и вырываются из рук Бартоло, пена для бритья буквально заливает Фигаро (Андрей Жилиховский), мусорные мешки кружатся на сцене во время арии о клевете Дона Базилио (Евгений Чернядьев).

Мотив еды стал одной из ведущих линий постановки: Россини был гурманом, его приемы и обеды славились по всей Италии. Однако на сцене эта тема раскрыта не только в физиологическом, но и в моральном плане: герой страдает от духовного голода и среди своих героев он ищет утешения, практически бросается на них в попытках найти выход из своих душевных терзаний. И находит его в... еде. Прямо на сцене разворачивается кухня, где Автор умело обращается с макаронами и овощами - получается паста по фирменному рецепту Россини.

В Омске покажут невиданный театр на выдуманном языке

Каждый элемент огромной "машины", которая возведена на сцене, имеет свое значение, раскрываемое по мере спектакля. Главный герой заставляет эту "машину" работать: в один момент огромная спираль превращается благодаря ювелирно точному мэппингу (т.е. проекциям) в водоворот, в котором утопают герои, затянутые своими переживаниями, страстями и радостями. Удивительно то, что весь этот аппарат используется не просто как декорация, но даже "производит" вино.

Даже музыкантов одели концептуально: вместо концертных костюмов все, включая маэстро, - в белых свитерах и брюках, красных носках и кедах.

Полтора часа динамичного действа пролетают незаметно. Сложный комплекс идей, фантазий, деталей в мультимедийной упаковке обрушивается на зрителя легко, шутя. Опера Россини - все же комедия. Но спектакль не так прост, как кажется на первый взгляд, и уловить все детали за один просмотр невозможно. Это нужно переварить, как спагетти, и наслаждаться долгим послевкусием, как после бокала вина.

Кстати

В афише "Филармонии-2" 22 октября в 14:00 - познавательная программа для детей "Просто - о паване, польке, полонезе, Паганини, Пуччини и Прокофьеве". Автор цикла и ведущий - Артем Варгафтик. Московский камерный оркестр Musica Viva (дирижер Александр Рудин). В программе: Форе, Шостакович, Сметана, Венявский, Паганини, Пуччини, Прокофьев.

Музыкальный театр Москва Столица