Заявки на эту честь солидны. Среди возможных соискателей - "Анна Каренина. История Вронского" Карена Шахназарова, "Аритмия" Бориса Хлебникова, "Нелюбовь" Андрея Звягинцева, "Холодное танго" Павла Чухрая. В самые последние дни в гонку активно включился фильм, ненароком угодивший в возбудители общественного спокойствия, - "Матильда" Алексея Учителя. Чтобы соблюсти устав Киноакадемии, его задолго до октябрьской официальной премьеры в стенах Мариинского театра спешно показали в одном из кинотеатров Владивостока, приняв беспрецедентные меры безопасности.
Выбор для комиссии предстоит редкостно трудный: вопреки перманентным стонам о гибели российского кино, вполне качественных фильмов за этот год снято довольно много. Как известно, до сих пор в попытках угадать вкусы американских киноакадемиков комиссия не раз принимала решения неожиданные и спорные - они напоминали гадание на кофейной гуще и, как правило, приводили к неудаче. В последнее десятилетие ближе всех подошел к победе Андрей Звягинцев с социальной драмой "Левиафан": она сумела выйти на финишную прямую и вместе с польской драмой о Холокосте "Ида" даже составила главную соревнующуюся пару года. Его новая картина "Нелюбовь" успешно прошла на Каннском фестивале, завоевав Приз жюри, и, на мой взгляд, у нее как никогда много шансов дойти до финала главной премиальной гонки планеты. Но в какой-то мере понятно и упрямое желание "оскаровской комиссии" не искать решений, лежащих на поверхности. Здесь могут вмешаться многие привходящие обстоятельства и соображения, так что сколько-нибудь уверенно предугадать решение комиссии пока невозможно.
Ведь есть свои резоны у каждого из фильмов-соискателей. Неожиданный сюжетный ход, предложенный Кареном Шахназаровым в его импровизации на темы "Анны Карениной", не может не привлечь внимание членов Киноакадемии: Толстой до сих пор остается одним из самых читаемых и почитаемых авторов мира. Взрывоопасной темы отношений стран и наций касается военная драма Павла Чухрая "Холодное танго" - точно выверенная в сюжете, безукоризненная по режиссуре и актерским работам. Как и Звягинцев, так и Борис Хлебников из фильма в фильм вторгается в круг актуальных социальных тем столь же специфически российских, сколь и общемировых, и злоключения врача "скорой помощи" в блестящей интерпретации актера Александра Яценко еще никого не оставили равнодушным. Наконец, Голливуд всегда привечает пышные костюмные мелодрамы с историческим антуражем и большим бюджетом, да и скандал вокруг "Матильды", умудрившийся перевести эстетические споры в политические свары, создает вокруг картины Алексея Учителя лакомый для "Оскара" ореол.
В прошлом году от России на соискание почетной номинации был выдвинут фильм Андрея Кончаловского "Рай", но он не прошел даже в "короткий список". В этом году соревнование будет еще напряженней: оказаться в числе номинантов юбилейного "Оскара" было бы крайне почетно. Нервозности российской комиссии добавляет и то обстоятельство, что некоторые авторитетные ее члены являются и режиссерами рассматриваемых комиссией картин: Андрей Звягинцев, Алексей Учитель, Карен Шахназаров - и, стало быть, участвовать в голосовании не могут.
Если все пойдет по задуманному плану, уже на старте новой недели члены "оскаровской комиссии" объявят свое решение. При самой высокой оценке конкурентов, выбор обозревателя "РГ" - безусловно, "Нелюбовь". У членов комиссии могут быть свои мнения. В любом случае споры предстоят накаленные.