Вдруг угроза исчезла: пятившаяся легковушка резко свернула - и так же задом вылетела в кювет. Но там люди! Я мгновенно выскочил из своей машины и нырнул в придорожные кусты, пытаясь добраться до улетевшего с трассы автомобиля. А вдруг пожар? А если трупы? Или кому-то перебило позвоночник? Что делать-то, как спасать несчастных? Боже, я понятия не имею!..
Но мне повезло. Вернее - повезло двум пьяным мужикам, которые решили прокатиться на своей "девятке", но, видимо, по ошибке включили заднюю скорость. Да, они не были пристегнуты и в перевернувшейся на бок машине хорошенько помяли друг друга. Но не более того. Я помог им открыть дверь, мужики вылезли, не слишком приветливо на меня взглянули, поставили автомобиль на колеса, и, как ни в чем не бывало, снова полезли в салон.
А для меня это стало хорошим уроком: о том, как вести себя в случае ЧП, надо четко знать до того, как оно случилось. Ниже - 5 типичных ситуаций, в которых участник дорожного движения должен иметь навыки спасателя.
Если аварии не избежать
Главное - до последнего сохранять спокойствие и держать ситуацию под контролем. В специальной памятке для водителей на сайте МЧС указано, что, если дело идет к лобовому удару, лучше целенаправленно увести машину на обочину с деревьями или забором или даже в кювет. "Помните, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером", - отмечают специалисты МЧС.
Но если все-таки от удара не уйти, водителю надо упереться руками в руль и воткнуться спиной в сиденье, чтобы максимально обезопасить голову. Переднему пассажиру рекомендовано закрыть ее руками и развернуться на своем кресле на бок. А заднему - если он вдруг не пристегнут - и вовсе лучше сползти на пол. Но это - когда рядом не сидит ребенок, которого взрослый обязан закрыть своим телом. Кстати, есть совет и для непристегнутого водителя: если уж он не позаботился о своей безопасности заранее, перед неминуемым столкновением ему лучше прижаться грудью к рулевому колесу.
Если вы уже попали в ДТП
Для начала - нужно оценить ситуацию. Очевидно, что если автомобиль уже горит, надо собрать последние силы и попытаться выбраться из машины, а заодно помочь это сделать другим участникам ДТП. Если заклинили дверные замки, придется выбивать окна. Это легко сделать, если они приоткрыты. В противном случае - лучше упереться в противоположную часть машины и резко ударить по одному из боковых стекол ногами. Лобовое - в современных машинах, как правило, многослойное, и справиться с ним сложнее. Эксперты советуют держать в салоне отвертку или шило - ими можно даже не бить в центр стекла, а сильно надавливать. Вероятно, подойдут и другие предметы - например, ножки съемного подголовника и обычный ключ.
Если же выбраться из машины не позволяет здоровье (сильное ранение или подозрение на перелом), придется просто дожидаться помощи. Но в этом случае надо максимально облегчить спасателям работу - позвонить по номеру "112" и сообщить о ДТП и попытаться хотя бы разблокировать или открыть двери и окна.
Если в ДТП есть жертвы
Основы оказания медпомощи в правилах дорожного движения не прописаны, но в экзаменационных билетах этой теме посвящено сразу 20 вопросов. В частности, важно помнить, что все виды первой помощи, кроме реанимации, можно оказать пострадавшему, находящемуся в автомобиле. Поэтому вытаскивать его из салона, уверены в ГИБДД, следует лишь в случае потери сознания, отсутствии пульса на сонной артерии, а также признаков дыхания. Еще нюансы - при черепно-мозговой травме сначала накладывается импровизированная шейная шина, а затем давящая повязка из бинта на рану, а при открытом переломе с артериальным кровотечением - наоборот: сперва жгут выше места ранения, а затем шина.
Свой алгоритм оказания первой медпомощи предложили в МЧС. Специалисты предлагают в первую очередь устранить опасные для жизни пострадавшего состояния (шок, асфиксию, кровотечение); потом установить степень его повреждений и возможность транспортировки и, наконец, перенести в защищенное и удобное для оказания помощи место. А уж как именно ее оказывать полезно знать всем - и не только водителям.
Если автомобиль горит
При начавшемся пожаре важно оценить свои силы, поскольку тушить большой огонь в одиночку не только бесполезно, но и очень опасно. А еще надо вызвать спасателей МЧС и не паниковать. Например, при задымлении из-под капота открывать крышку моторного отсека можно только в полной готовности мгновенно обесточить автомобиль, сбросив клемму с аккумулятора, начать тушение или хотя бы сбить пламя верхней одеждой. Иначе свежий воздух сделает свое черное дело. То же самое - при очаге в салоне. Открыл дверь или окно - и из искры, скорее всего, разгорится пламя. А ведь вполне вероятно, что без доступа кислорода огонь легко бы затух.
Если баллон огнетушителя уже опустел, а погасить возгорание не удалось, самым мудрым решением будет отойти на безопасное расстояние - рано или поздно в машине может взорваться бензин.
Если машина тонет
Законы физики: открыть двери в тонущем автомобиле можно только в самом начале, когда кузов еще находится на поверхности, или когда воды в салоне набралось хотя бы на две трети. В противном случае поток просто не позволит потерпевшим выбраться наружу.
Конечно, ожидать погружения на дно - невероятное испытание для нервной системы. Но, во-первых, это происходит очень быстро. Во-вторых, время можно и нужно использовать: например, включить фары для оповещения спасателей, найти предмет, которым можно будет разбить стекла в боковых дверях, раздеться или хотя бы разуться (так легче плыть) и определить примерный план отхода. Ну а дальше - помогать воде выталкивать вас и ваших спутников на поверхность. На это уходят, как правило, считанные секунды.