Второй лишний
Подтвердили такое наблюдение и в ГИБДД Москвы. К стоящим сейчас в городе на учете 4,6 миллиона автомобилей в год добавляется примерно еще 1,5% авто. В 2016-м парк личных машин прирос больше - на 5,6% по отношению к 2015 г., но все равно меньше, чем в целом по стране, где средний прирост составляет 15%.
Говорить, что причина в последствиях кризиса, не приходится, так как в отличие от остальных россиян жители Белокаменной если покупают, то в основном недешевые иномарки. Согласно исследованию агентства "Автостат", по продажам лидируют Kia Rio, на втором месте Hyundai Solaris, на третьем - Hyundai Creta. Ни одной отечественной марки нет даже в десятке. То есть на машины они все же тратятся, но уже не так активно, как прежде. Автоэксперт Игорь Моржаретто заметил еще одну тенденцию, свидетельствующую о том же: москвичи начали отказываться от второго автомобиля в семье.
Денежный пылесос
Об этом же недавно говорил заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов в эфире радио "Говорит Москва": "Хуже инвестиции, чем в свой автомобиль, сложно представить. В году он ездит максимум месяц. Все остальное время вы платите за техническое обслуживание, парковку, бензин и ОСАГО". По расчетам заммэра, москвич в среднем пользуется приобретенным за немалые деньги, причем нередко в кредит, всего 7% времени, то есть три недели, максимум месяц, а остальные 11 месяцев, он стоит. Не важно где - дома в гараже или на работе перед офисом.
Даже те москвичи, которые от машины еще не отказались, называют свое средство передвижения не только "ласточкой", но и "денежным пылесосом".
И в самом деле, продолжает эксперт Игорь Моржаретто: "Обслуживание даже самой бюджетной марки в Москве подорожало до 300 тысяч рублей в год, - рассказал "РГ" автоэксперт Игорь Моржаретто. - При том, что в основном машина используется только утром и вечером, а по выходным средний москвич съездит на дачу. При таких условиях использование личной машины совершенно нерационально".
Надо ехать? Выбирай
Тем более что проблемы, на чем добраться до нужного места в Москве, сейчас практически нет. Все более разветвленным становится метро. Только за последние семь лет в Москве запустили более 111 километров новых линий подземки и МЦК, доехать в центр от окраин можно буквально за полчаса. А к 2020 году метро получат в пешеходной доступности от дома уже 93% жителей столицы.
Более комфортным и доступным стал и наземный общественный транспорт. Впервые в Москве появились магистральные автобусные маршруты, которые везут горожан из центра до окраин буквально за 30-40 минут, так как ездят исключительно по выделенным полосам. Кроме того, в автобусах, как и на многих остановках, есть Wi-Fi: можно спокойно смотреть фильмы или новости, не отвлекаясь на дорогу и не нервничая из-за пробок. А в новых трамваях "Витязь" по дороге можно даже заряжать гаджеты.
Для тех же, кто предпочитает все-таки авто, развивается каршеринг. Количество операторов этой услуги уже достигло шести, предоставляются в поминутную аренду даже кроссоверы. На прошлой неделе аналитики одной из компаний московского каршеринга сообщили: 32% пользователей их парком заявили, что пользуются арендным авто ради экономии по сравнению с личным. Лет через 10, по оценкам ряда экспертов, москвичи будут готовы уже массово переходить на тот же каршеринг. Для этого столице потребуется довести парк каршеринга не менее чем до 15 тысяч машин, а пока он в три раза меньше.