21.09.2017 21:13
Культура

В Русском музее открылась выставка в честь 85-летия Андрея Тарковского

Живопись и графика Андрея Тарковского
Текст:  Инга Бугулова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №214 (7380)
В Русском музее отмечают 85-летие Андрея Тарковского - в залах Строгановского дворца открылась выставка "Художник пространства". Главную часть экспозиции составляют рисунки и картины всемирно известного режиссера. От первых, сделанных еще в пятилетнем возрасте, карандашных набросков до красочных пейзажей и абстракций.
Читать на сайте RG.RU

У выставки в Русском музее длинная история. В 1988 году в Мюнхене возникла мысль собрать работы известных советских кинорежиссеров на выставку "От Эйзенштейна до Тарковского". И включить в нее Льва Кулешова, Александра Довженко, Сергея Параджанова. Тогда ничего не получилось, но идея осталась.

Рассекречены документы, связанные с советским разведчиком Кимом Филби

- Это ведь удивительно, когда человек, рожденный стать художником, резко меняет направление и уходит в театр или кино. Те же Довженко и Кулешов - одаренные в плакатном творчестве люди стали знамениты через другое искусство. С той же стороны мы подошли к выставке, посвященной Тарковскому: это не ретроспектива его кино, а то, с чего он начинал как художник, - рассказывает руководитель издательства Государственного Русского музея, организатор проекта Иосиф Киблицкий.

Начинал режиссер с банальных детских каракулей: на рисунке 1937 года домик с садом и дорога. Чуть позже, в 1943 году, уже цветным карандашом изображена война - снаряд попадает в мчащийся по рельсам поезд, осколки разлетаются в разные стороны. Куда профессиональнее выглядит "суперобложка" (так она названа самими Тарковским) для книги Вашингтона Ирвинга "Новеллы". Но это и понятно: ее режиссер нарисовал уже будучи студентом ВГИКа. Можно увидеть на выставке ряд пейзажей с говорящими названиями: "Поле", "Ель", "Деревья", а заодно и самого мастера за работой - на фото из семейного архива он сидит на природе с этюдником.

Полароидные снимки, сделанные Тарковским в последние годы жизни, намеренно в отдельный зал уводить не стали - это тоже часть его рисования.

- Он был счастлив, когда из фотоаппарата вылезал снимок и постепенно начинала проявляться картинка. В этом небольшом квадратике он, как и в любом своем рисунке, видел себя, - подчеркивает Киблицкий.

На кадрах - сын Андрей, режиссер Тонино Гуэрра, с которым они вместе работали над сценарием "Ностальгии", интерьеры дома в Италии. И никаких вам "а теперь - улыбочку!". Это все тот же наблюдательный режиссерский взгляд со стороны.

Вместе с творчеством самого Тарковского Русский музей представляет работы его коллег и сподвижников. Это, например, эскизы костюмов к фильмам, выполненные Нелли Фоминой, проекты декораций к "Солярису" художника Михаила Ромадина, фотографии со съемок. Последние интересны особенно: они приоткрывают тайну, как снимались культовые ленты "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Сталкер", "Зеркало". Режиссер полностью доминирует на площадке: он отодвигает оператора в сторону и сам становится за камеру, эмоционально объясняет актерам, чего ждет от них в кадре.

В Доме Чайковского отметят 140-летие "Лебединого озера"

Отдельный зал посвящен последнему фильму Тарковского - "Жертвоприношение". Работая над ним уже смертельно больным, режиссер называл его своим завещанием. Фотографы запечатлели не только съемочный процесс, но и обыденные, а потому особенно трогательные моменты. Например, как Тарковский гладит собаку или гуляет в одиночестве по берегу шведского острова Готланд.

Советуют музейщики остановится и у экрана в одном из залов. На нем впервые будут показаны архивные материалы, ранее в России не демонстрировавшиеся. В их числе съемки с похорон режиссера во Франции - до сих пор их практически никто не видел.

Справка "РГ"

Первый полнометражный фильм Тарковского "Иваново детство" принес стране венецианского "Золотого льва", а его "Андрея Рублева" Ингмар Бергман назвал лучшим фильмом из всех, которые когда-либо видел. Про самого режиссера знаменитый швед говорил: "Тарковский для меня самый великий, ибо он принес новый, особый язык, который позволяет схватывать жизнь как сновидение".

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Выставка в честь 85-летия Андрея Тарковского
Арт Санкт-Петербург Северо-Запад