05.10.2017 19:16
Культура

Четвертое октября стало днем русской музыки в Австрии

День русской музыки в Австрии
Текст:  Андрей Золотов-мл.
Российская газета - Федеральный выпуск: №226 (7392)
Четвертое октября стало в музыкальной столице Европы моментом триумфа русской музыки XX века: сначала в Концертхаусе впервые в Австрии прозвучали песни Георгия Свиридова, а затем в Венской государственной опере прошла премьера оперы Сергея Прокофьева "Игрок".
Читать на сайте RG.RU
"Большой фестиваль РНО" завершила опера "Русалка"

Сложнейшая для исполнения, самая экспрессионистская русская опера, написанная Прокофьевым во время Первой мировой войны на собственное прозаическое либретто с обширными цитатами из романа Достоевского, не так часто ставится.

Австрийский режиссер Каролина Грубер и немецкий сценограф Рой Шпан превратили рулетку, на которой вращаются страсти героев, в карусель с судьбами-коняшками, поломанными из-за денег - золотого конфетти. А в последней сцене игры эта карусель начинает свое страшное вращение, превращая игроков в монстров. По словам Грубер, ей пришлось восполнять в образах героев некоторые выпущенные Прокофьевым линии из романа Достоевского, в который она вчитывалась несколько раз, готовясь к постановке. А прославленный австралийский дирижер Симона Янг, блестяще построившая музыкальную часть спектакля, призналась, что уже несколько лет по два раза в неделю занимается русским языком, потому что без погружения в либретто невозможно дирижировать русскими операми.

Сенсацией вечера стал венский дебют сопрано Елены Гусевой и баса Дмитрия Ульянова

Настоящей сенсацией вечера стал венский дебют двух солистов Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко: вокально, по-актерски и по-женски коммуницирующей с залом превосходной сопрано Елены Гусевой (Полина) и не менее впечатляющего баса Дмитрия Ульянова (Генерал). Причем если Гусева была изначально приглашена театром на эту роль, то Ульянов, что называется, "впрыгнул" в партию, чтобы заменить заболевшего коллегу, лишь в середине сентября.
На приеме после спектакля генеральный директор Венской оперы Доминик Мейер назвал обоих россиян "большим сюрпризом" для Вены. "В истории этого театра было очень мало певцов, которые приезжали сюда настолько неизвестными и сразу получали такой огромный успех", - сказал он, поздравляя Ульянова. А обращаясь к Гусевой, добавил, что "никто из нас не будет слушать эту партию в будущем, не думая о вас".

"Принцесса цирка" открыла Московскому театру мюзикла новую жизнь

Значительная доля успеха пришлась и на долю россиян, постоянно выступающих на сцене Венской оперы, - меццо-сопрано Елены Максимовой (Бланш) и тенора Павла Колгатина (Князь Нильский). В сложнейшей главной партии Алексея достойно выступил известный украинский тенор Михаил Дидык. От его образа и пения местами хотелось ждать большей пронзительности, но это компенсировалось его качествами ансамблиста. А из тех исполнителей, для которых русский язык не родной, безусловно, выделялась знаменитая американская вагнеровская сопрано Линда Уотсон, нарисовавшая своим богатым голосом и безупречной игрой мощный образ русской барыни Бабуленьки, чьего наследства так и не дождались главные герои.

По стечению обстоятельств лишь за несколько часов до премьеры оперы Прокофьева в малом (Шубертовском) зале венского Концертхауса впервые в Австрии прозвучала музыка другого классика русской музыки ХХ века - Георгия Свиридова. Уже ставший заметным на мировой и российской сцене молодой украинский баритон Андрей Бондаренко и россиянка Елена Ларина, которую высоко ценят в Вене как оперную и камерную пианистку и педагога, исполнили романсы Свиридова на стихи Блока и Есенина ("Невеста", "Богоматерь в городе" и большую часть цикла "Отчалившая Русь"). 7 октября состоится интернет-трансляция "Игрока", которая в России будет доступна 8 октября.

Музыкальный театр