Каждую неделю педагоги и школьники Наманганской области Узбекистана собираются вместе с родителями, бабушками и дедушками, делятся прочитанными книгами, заполняют читательский дневник. "Мы придумали свой логотип, а каждую встречу проводим в библиотеке, книжном магазине, музее или в художественной арт-галерее", - рассказала Азиза.
По словам педагога, главные участники таких встреч в Намангане - дети: "Ведь не только мы им читаем, но и они нам читают выразительно, по памяти, а потом рисуют то, что запомнили".
А изюминкой узбекской "Читающей мамы" стали квесты.
"После каждой прочитанной книжки проводим квест. Например, по серебряному веку русской литературы, по сказкам Корнея Чуковского. Следующий готовим по мифам Древней Греции", - объясняет русист.
Удивительно, но когда узбекские преподаватели поделились своим проектом в интернете, пришла масса откликов. "К нам пожелали присоединиться мамы из разных стран - из Беларуси, Латвии, Болгарии, Подмосковья. Я подумала, нужны ли границы между народами? Конечно, нужны, но для того, чтобы сохранить самобытность и традиции каждой нации. А нас в нашем проекте объединяет то, что мы изучаем традиции разных стран на русском языке".
Напомним, что проект "Читающая мама" зародился как реакция на кризис детского чтения в 21 веке и захватил всю Россию своей уникальной идеей - привлечение к чтению с использованием зарубежных разработок, в частности, с опытом китайских методик в Шанхае. Идея была запущена Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира (РШБА). Семинары и эксперименты проекта были проведены в Нижегородской, Курской, Псковской области, Камчатском крае, Екатеринбурге. В частности, многие городские клубы в перечисленных городах и сёлах выбирали "лучшую читающую маму".
Из истории
По сути, проект "Читающая мама" был разработан еще сто лет назад известным педагогом и главным редактором журналов "Детское чтение" и "Воспитание и обучение" Виктором Острогорским (1840-1902), - сообщает сайт "Ассоциация школьных библиотекарей русского мира". Во время кризиса детского чтения и преподавания литературы в школе в конце XIX века в России, он взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании. Как отмечает современный разработчик программы "Читающая мама" Ирина Тихомирова, эта методическая система материнского чтения сегодня нуждается в возрождении. Особое внимание в проекте обращено на молодых матерей, детство которых прошло в 90-е годы XX столетия, "когда в силу социальных причин родители не смогли уделять детям должного внимания, и они выросли без книжной прививки в годы своего взросления".