09.10.2017 20:20
Культура

Опера-буфф Сергея Прокофьева вернулась в театр

Опера-буфф Сергея Прокофьева вернулась в театр
Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №228 (7394)
Через семнадцать лет после премьеры режиссер Александр Титель решил восстановить в репертуаре Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко свою постановку, быть может, самой жизнерадостной оперы Сергея Прокофьева "Обручение в монастыре" ("Дуэнья").
Читать на сайте RG.RU
Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко открывает сезон

Над спектаклем работала та же команда, что готовила премьеру в сентябре 2000 года: режиссерский тандем Александр Титель - Людмила Налётова и художник Владимир Арефьев. Единственное обновление - место за дирижерским пультом вместо Ары Карапетяна занял знаменитый Александр Лазарев. Найти различия в этих двух представлениях непросто, хотя ансамбль солистов изменился почти на сто процентов. Только Дуэнья в исполнении роскошно-колоритной Елены Манистиной осталась неизменной.

Сюжет оперы, сочиненный автором "Школы злословия" Ричардом Шериданом, характерен для галантного века. Сварливый отец семейства дон Жером, названный в программке, наверное, для усиления комического эффекта "дон Хером" (Валерий Микицкий), одержим желанием женить по расчету двух своих детей - Луизу (Инна Клочко) и Фердинанда (Пётр Соколов). Но шустрые детки обводят его вокруг пальца и отправляются под венец со своими возлюбленными, получив благословение от слегка нетрезвых монахов. Таким образом, британский драматург практически документально описал свою историю женитьбы на Элизабет Линли.

Получился не лишенный обаяния постмодернистский оммаж в сторону "балаган-оперы"

Как шеридановский текст корреспондирует с "Тщетной предосторожностью" Бомарше, так и музыка Прокофьева отсылает к "Севильскому цирюльнику" Россини и "Свадьбе Фигаро" Моцарта. Пасторальная атмосфера Севильи XVIII века в спектакле производит впечатление перманентно-юмористической. Постановщики будто нарочно не стали разгадывать тайну этой веселой истории, созданной композитором в годы Второй мировой войны.

Екатеринбургская опера поставила Моцарта в стиле стимпанк

Первой на сцене МАМТа появляется гимнастка с лентой, явно не претендующая на победы, потом физкультурницы очень весомых достоинств, летчики в больших очках и почтальонши (с толстой сумкой на ремне), пожарные в золотых касках. Эти герои советской эпохи соседствуют с масками commedia dell arte, русалками, рыбами и пародиями на оперные образы. Бедный идальго Дон Карлос (Евгений Поликанин) - живой монумент на колесах, этакий ответ моцартовскому Командору. Клара (Лариса Андреева) явно подсмеивается над героинями оперы-сериа. А жадный торговец рыбой Мендоза (Денис Макаров) привносит восточный флер.

Образы пересыщены комическими деталями: Антонио (Александр Нестеренко) поет нежную серенаду, сидя на водосточной трубе, а непреклонная Клара возводит кирпичную стену из картонных коробок.

В итоге получился не лишенный обаяния постмодернистский оммаж в сторону "балаган-оперы". Оркестр, правда, не вышел за рамки банального аккомпанемента, а духовые наловили полный "сачок" киксов, и премьера обошлась без ярких вокальных работ. Представление напоминало спиритический сеанс в своей попытке вызвать дух минувшего успеха, для возвращения которого прежде всего не хватило артистического таланта феноменального Дмитрия Степановича в роли Мендозы и уже завершившего карьеру уникального Вячеслава Войнаровского в роли незадачливого папаши Дона Жерома - 17 лет назад он создал самый запоминающийся и искренне смешной образ спектакля.

Музыкальный театр