09.10.2017 06:00
Экономика

Пассажирам предложили страховать себя от невылета

Текст:  Татьяна Шадрина
Ситуация с "ВИМ-Авиа" выявила ряд интересных нюансов турбизнеса. Например, после краха "ВИМ-Авиа" деньги для вывоза пассажиров предложили брать с них самих - заранее по 10 рублей с билета. Однако с учетом сложившейся ситуации эксперты предлагают не создавать фонд авиакомпаниям для финансирования перевозки пассажиров, а ввести добровольное страхование от невылета для чартерных туристов.
Читать на сайте RG.RU

Не надо создавать никаких фондов, заявил "РГ" главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. "Надо вместе с продажей билета предлагать страховку от невылета. Тогда страховые компании внимательно будут изучать баланс авиакомпаний. И пассажир сам будет выбирать - покупать эту страховку или нет", - сказал эксперт.

"ВИМ-Авиа" завершила активную фазу перевозок пассажиров

Пассажир регулярного рейса не хочет страховать чартерные перевозки. А фонд предлагается создавать от продажи билетов авиакомпаниями именно регулярных рейсов. Получается, что билет подорожает. Кроме того, крупные авиакомпании будут вносить в фонд основную часть денег пропорционально числу проданных билетов, добавил Гусаров. В результате устойчивый бизнес будет страховать недобросовестных коллег.

Кроме того, чартерные перевозки - продажа мест оптом. И здесь билет турист получает от туроператора, а нет от авиакомпании. "На регулярных рейсах авиакомпания заключает договор с пассажиром, а на туристических чартерных рейсах договор перевозки входит в турпакет. Туроператор для туриста является фрахтователем, то есть перевозчиком. Авиакомпания лишь предоставляет самолет с экипажем, и она на субподряде у туроператора. Туроператор должен предоставить список пассажиров авиакомпании чартерного рейса не менее чем за сутки до вылета. И все претензии по перевозке к туроператору", - напомнил Гусаров.

Самолеты "ВИМ-Авиа" будут перевозить участников фестиваля молодежи в Сочи

В туристический продукт входит размещение и перевозка. Заключается договор с туристом. И как в таком случае собирать деньги за билет? Тем более, как показала ситуация с "ВИМ-Авиа", многим туристам в нарушение законодательства туроператоры не выдали билеты на обратный рейс. Им выдавали маршрут-квитанцию. Можно сказать, это информационный лист для пассажиров, чтобы они могли ориентироваться, когда им вылетать обратно. Однако маршрут-квитанция не является договором перевозки, а билет свидетельствует о его наличии, напомнил Гусаров.

Билеты туристы должны были получать туда и обратно у туроператоров перед началом путешествия. Билеты входят в турпакет по закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун напомнил, что туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

Владимир Путин отчитал чиновников за ситуацию с "ВИМ-Авиа"

Получается, что туроператор несет риски, если выбирает перевозчика с нестабильным финансовым состоянием, добавил Тасун.

В ситуации с "ВИМ-Авиа" туристов вывозили за счет средств туристического кризисного фонда, пояснил Тасун. "Туроператор всегда выбирает перевозчика, который выставляет цену ниже. И когда мы как клиенты приобретаем тур, стоимость перевозки мы не знаем. Все идет в едином пакете. Чем больше он сэкономит на перевозке, тем больше у него будет прибыль", - согласился Гусаров.

По данным самих туроператоров, стоимость чартерных перевозок "ВИМ-Авиа" была на 30 процентов ниже средней по рынку, сказал Тасун. Перевозчик явно демпинговал. "ВИМ-Авиа" не сразу взяла курс на политику демпинга при перевозке чартерных пассажиров. Перевозчик работал до 2014 года нормально. А вот с 2014 года авиакомпания начала резко наращивать объемы перевозок. В 2016 году они прибавили 30 процентов. За восемь месяцев 2017 года они прибавили 30 процентов по отношению к тому же периоду прошлого года, сказал Гусаров. И из авиакомпании с пятью самолетами стала перевозчиком с 25 бортами. Перевозчик рассчитывал "выехать" на дальнемагистральных рейсах. Не получилось.

По мнению экспертов, пора предпринимать меры для спасения отрасли. Уже сейчас накопленная инфляция в процентном отношении в два раза выше, чем рост цен на авиабилеты. И это увело авиакомпании в убыточную зону. Уже три года авиакомпании несут убытки, пора принимать меры, чтобы сохранить рынок авиаперевозок, считает Гусаров. И это вопрос в целом к кабинету министров.

Промышленные предприятия будут устраивать экскурсии для туристов

Поскольку с экономикой перевозок не так уж все хорошо, ужесточением критериев оценки экономического состояния перевозчиков делу не помочь. В итоге свою деятельность могут остановить очень многие авиакомпании. И кто тогда будет возить пассажиров, в том числе чартерных, задается вопросом Гусаров. По мнению Тасуна, главный показатель - не закредитованность перевозчика, а его способность платить по счетам. Более 10 авиапредприятий находятся в четвертой группе по своему финансовому состоянию, но у них нет долгов по обслуживанию в аэропортах, они исправно выплачивают зарплату.

Бизнес турпкомпаний не такой отягощенный. Туроператоры не продают путевки себе в убыток и для работы им нужен офис и несколько компьютеров. А чтобы авиакомпания работала, необходимы самолеты, техники, склады, и это совсем другие инвестиции. "Туроператоры должны понимать, что если сейчас они будут нападать на авиаотрасль, то они останутся без самолетов. А не вносить предложения, которые могут усугубить ситуацию в авиаотрасли", - добавил Гусаров.

Осенью семьи с детьми поедут в Петербург, Москву и Сочи

Для исправления ситуации с чартерными пассажирами "ВИМ-Авиа" туроператоры потратили свои деньги. Вернее средства из фонда экстренной помощи. Фонд обособленный и принадлежит объединению туроператоров в сфере выездного туризма. Он формируется за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма. По сути, взносы в него закладываются в стоимость путевки, напомнил Тасун. Как раз за счет этого фонда в рамках закона о туризме организуются перевозки туристов из страны временного пребывания (оплата услуг по перевозке) и (или) иные действия (в том числе оплата услуг по размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма.

Пассажиры регулярных рейсов в случае приостановления деятельности авиакомпании застрахованы по постановлению правительства от 2009 года. Другие перевозчики обязаны перевезти пассажиров авиакомпании-банкрота. Компенсацию они получат в форме субсидий из федерального бюджета, напомнил Тасун. Именно поэтому он считает, что механизмов финансирования перевозок пассажиров авиакомпаний-банкротов достаточно. Новые способы выдумывать не стоит.

Авиатранспорт