Для этого нужно грамотно реформировать систему управления основными и вспомогательными процессами, параллельно решая бизнес-задачи - модернизировать или кардинально обновлять производственную инфраструктуру, снижать издержки, искать новые рынки сбыта продукции, внедрять системы управления персоналом, проектировать новые перспективные виды продукции и т.п.
Но в первую очередь необходимо реформировать внутренние IT-процессы с внедрением соответствующих автоматизированных систем различного уровня, адаптированных под современные реалии. В ином случае, любые мероприятия, нацеленные на развитие бизнеса и завоевание новых рынков, будут менее эффективны. Для изменения ситуации в лучшую сторону необходимо обратить внимание как на уровень управления основными и вспомогательными процессами, так и на уровень технологического перевооружения, в том числе с учетом последних трендов развития технологий - "индустрии 4.0".
Современные IT-системы и решения должны проникнуть в производственные процессы и начать напрямую влиять как на рост прибыли компаний, так и в целом на их экономическую эффективность.
Так, одна из самых насущных сейчас задач - повышение коэффициента использования производственного оборудования. Если взять в качестве примера химическую отрасль, то там этот показатель не превышает 80-85 процентов. При этом прирост этого коэффициента лишь на один процент в среднем по отрасли увеличивает выручку на десятки миллионов рублей. Здесь на помощь приходит программное обеспечение для управления производственными активами. Датчики на оборудовании собирают информацию об особенностях эксплуатации того или иного станка, софт агрегирует и анализирует эту информацию и поставляет в удобном виде в единую корпоративную информационную систему. На основании этих данных топ-менеджмент предприятия может принимать обоснованное управленческое решение о том, где искать источники роста и как повышать эффективность существующего оборудования.
Еще один важный фактор, который определяет сейчас производственный ландшафт российских госкомпаний, заключается в том, что исторически они строились как распределенная сеть производств и формировали сложные кооперационные связи. В девяностые годы производственные цепочки разрывались, и необходимо было быстро подбирать новых поставщиков. И до сих пор многие российские госпредприятия с точки зрения системы управления сетью контрагентов выглядят как лоскутные одеяла. Поэтому еще одна важная задача для госкомпаний - "оцифровать" собственную распределенную производственную сеть и всю цепочку поставщиков и контрагентов, создать эффективную систему контроля, управления и оптимизации всех элементов производственного процесса. Эффективная система управления кооперацией высвободит значительные ресурсы и также позволит обнаружить новые точки роста.
Например, такую систему внедрил концерн AirBus, и благодаря очень четким схемам взаимодействия с контрагентами он сейчас имеет возможность работать даже с небольшими инжиниринговыми компаниями и технологическими стартапами, не теряя при этом эффективности. В российских реалиях очень сложно себе представить системное взаимодействие крупной производственной госкомпании со стартапами именно потому, что поддержание этого взаимодействия занимает у компании слишком много ресурсов (хотя и малым компаниям, порой, нужно доводить свою продукцию и услуги до существенно более высокого уровня).
Внедрение современной системы управления кооперационными связями позволяет компаниям перейти на новый уровень контроля и анализа расходов по всей цепочке, автоматизировать работу с поставщиками и сделать ее более четкой и прозрачной. Это откроет для госкомпаний новые возможности роста, даст доступ к большему количеству поставщиков, в том числе талантливым небольшим компаниям, университетам, лабораториям и научно-производственным коллективам.